"Ненависть к роду человеческому" (Тацит)

Вот, что о христианах пишет Тацит:

И вот Нерон, чтобы побороть слухи,
приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями
навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа,
от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор
Понтий Пилат; подавленное на время, это зловредное суеверие стало вновь
прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в
Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно
находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал
себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое
множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в
ненависти к роду людскому
. (Анналы, XV, 44, ссылка)

Римский историк указывает, что христиан обвиняли "не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому". Но почему? В чем здесь дело?
Я думаю, здесь не пустое обвинение, но касающееся самой сути дела.
Христианские проповедники приходили в языческие города, обращали молодых девиц в христианки. Те отказывались выходить замуж, принимали обед девства, становились невестами Христовыми, бросали родной дом и становились проповедницами. Этому противились и родители, и женихи. Почитайте жития святых первых веков. Но пренебречь родовыми обязанностями (завести семью и детей), не слушать ни родителей, ни родственников, полностью посвятить свою жизнь Христу и означает выступить против рода. В этом и обвиняли христиан язычники. Вот некоторые примеры:

Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами и жили в конце III – начале IV века вблизи итальянского города Аквилеи. Они остались сиротами в юном возрасте. Девушки вели благочестивую христианскую жизнь и отклоняли домогательства многочисленных женихов. Их духовным руководителем был священник Зинон. Ему было открыто в сонном видении, что в ближайшее время он скончается, а святых дев возьмут на мучение. Такое же откровение было и находившейся в Аквилее великомученице Анастасии († ок. 304, память 22 декабря), которую называли Узорешительницей за то, что она безбоязненно посещала находившихся в тюрьмах христиан, ободряла их и помогала им. Великомученица Анастасия поспешила к сестрам и убеждала их мужественно постоять за Христа. Вскоре предсказанное в видении исполнилось. Священник Зинон скончался, а три девы были схвачены и направлены на суд к императору Диоклитиану (284–305).
Увидев юных прекрасных сестер, император предложил им отречься от Христа и обещал найти знатных женихов из своей свиты. Но святые сестры отвечали, что имеют одного Небесного Жениха – Христа, за веру в Которого готовы пострадать. Император убеждал их отречься от Христа, но ни старшие сестры, ни самая младшая из них не соглашались. Они называли языческих богов идолами, сделанными человеческими руками, и проповедовали веру в Истинного Бога.
(ссылка)

Святая мученица Иулиания, дочь знатного язычника Африкана, родилась в г. Никомидии. В девятилетнем возрасте была обручена с неким Елевсием. Обладая глубоким разумом и склонной к добру душой, святая Иулиания поняла призрачность и обман языческой веры. Она тайно приняла святое Крещение.
Когда приблизилось время свадьбы, Иулиания решительно отказалась от замужества. Отец стал уговаривать ее не нарушать давнюю помолвку, но, не добившись желаемого, стал жестоко ее избивать. Затем Африкан отдал дочь на суд епарху города, которым был Елевсий, бывший жених Иулиании. Елевсий горячо просил Иулианию выйти за него замуж, обещая не принуждать ее к перемене веры. Святая Иулиания отказалась и предпочла принять мучения.
(ссылка)

Святая великомученица Анастасия, родом римлянка, пострадала за Христа в гонение при Диоклитиане. Отец ее был язычником, мать – тайной христианкой. Учителем святой Анастасии в юности был благочестивый и образованный христианин Хрисогон. После смерти жены отец выдал святую Анастасию за язычника Помплия, но под предлогом вымышленной болезни она сохранила девство. (ссылка)

Святая мученица Татиана родилась в знатной римской семье – ее отец трижды избирался консулом. Он был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж и все свои силы отдала Церкви. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, в посте и молитве ухаживая за больными и помогая нуждающимся. Праведность свою Татиане предстояло увенчать венцом мученичества. (ссылка)

Святая мученица Фервуфа с ее сестрой и рабыней приняли мученическую смерть за Христа между 341 и 343 годами. Святая Фервуфа и ее сестра, имя которой осталось неизвестным, были родными сестрами епископа Селевкийского Симеона, пострадавшего за Христа при персидском царе Сапоре около 341–344 годов. Обе сестры и их служанка были взяты царицей во дворец для услужения. Святая Фервуфа отличалась необыкновенной красотой, и царица предложила ей вступить в брак и тем достичь высокого положения. Святая отказалась, так как дала обет девства для всецелого служения Богу. Вскоре царица заболела. Волхвы, которые пришли лечить царицу, увидели святую Фервуфу и были поражены ее необычайной красотой. Один из них обратился к ней с предложением, чтобы она стала его женой. Святая ответила ему, что она – христианка и дала обет остаться Христовой невестой.
Озлобленный волхв донес царю, что причиной болезни царицы является отрава, данная ей служанками. По повелению царя святая Фервуфа, ее сестра и рабыня были преданы суду.
(ссылка)

Святая дева Пелагия жила в III веке в городе Тарсе Киликийской области Малой Азии. Она была дочерью знатных язычников и когда услышала от знакомых ей христиан проповедь об Иисусе Христе Сыне Божием, уверовала в Него и пожелала хранить целомудрие, посвятив Господу всю свою жизнь. Наследник императора Диоклитиана (усыновленный им юноша), увидев девицу Пелагию, пленился ее красотой и пожелал взять ее в супруги. Но святая дева сказала юноше, что она обручена Бессмертному Жениху – Сыну Божию и отказывается от земного супружества. Такой ответ Пелагии привел в великий гнев царственного юношу, однако он решил на некоторое время оставить ее в покое, надеясь, что она переменит свой образ мыслей. Тем временем Пелагия упросила свою мать отпустить ее к своей кормилице, воспитывавшей ее в детстве, втайне надеясь отыскать епископа Тарсийского Клинона, удалившегося в горы во время гонения на христиан, и принять от него святое Крещение. (ссылка)

Это только некоторые из многочисленных примеров.
Другая причина - непочитание родовых богов. У каждого народа был свой родовой бог, который благословлял его и оберегал. Непочитание родового бога есть непочитание самого рода. Отсюда опять возникало обвинение в "ненависти к роду".

Комментарии

Изображение пользователя valentin

Ради чего такие жертвы приносились? Ради ненависти к роду человеческому? И где же здесь любовь? Как можно любить Бога и ненавидеть людей? Булат, ты просто ищешь оправдание ненависти к людям ( как и обиженный инвалид ницше, я таких обиженных инвалидов видел довольно много, из них получаются человеконенавистники, маньяки, убийцы, воры, и прочая нечисть), зачем тебе оправдание ненависти? Или может ты духовный инвалид? Подумай что есть любовь,добро, благо. Мне страшно за тебя.

Изображение пользователя bulat

1. Я не человеконенавистник. Мне даже странно от тебя это слышать. Я обычный человек и ничто человеческое мне не чуждо. Здесь возникает принципиальный разговор. Ты путаешь путь познания и путь конкретного человека.
2. Я об этом много раз говорил, но ты, видимо, все мои слова не воспринимал серьезно. В смысле, моего человеческого пути, я обыкновенный человек, можно сказать обыватель, такой же как многие вокруг. Я уважаю родственников, люблю родителей, ценю друзей и блага жизни. Это и означает, что я самый обычный ординарный человек.
3. Но вот в деле познания я другой. Выскажу это словами Ницше, которого ты третируешь и точно так же не понимаешь:

Сострадание в человеке познания почти так же смешно, как нежные руки у циклопа. (Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философиии будущего. 4,171, ссылка)

Или вот что о познании пишет Спиноза:

Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать!

В деле познания свои добродетели. Познание требует честности, мужество принимать даже неприятные выводы, не отчаиваться даже в своих ошибках или "чудовищных", "людоедских" теориях. Человек познания должен быть открыт всякой истине, всякому повороту мысли, иначе он не будет познавать, иначе его глаза никогда не откроются, и он так и останется в своей комфортной "человеческой, слишком человеческой" иллюзии. Человек познания должен уметь смотреть на себя со стороны. В деле познания важно уметь преодолевать себя, преодолевать даже свое сострадание. Это я называю "резать по живому". Но иначе нельзя. Познание - это тоже своего рода подвиг. Таким человеком познания был Ницше, который в обычной жизни был безобиднейшим, приветливейшим, вежливейшим человеком. Люди, которые его не знали как писателя, никогда бы не угадали в нем того, что он суровый философ.
4. Многие люди отворачиваются от познания, замыкаясь в скорлупе именно потому, что познавать неприятно, поскольку неприятно говорить себя правду, быть последовательным, не искать оправданий любым способом. Чтобы быть счастливым познание не нужно. Более того, наоборот, нужно именно отдаться иллюзии жизни, принять ее оптику как саму реальность. Счастье всегда было уделом неумных, недалеких людей:

потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь. (Еккл 1:18)

5. Я не пытаюсь оправдывать ненависть. Я вообще непристрастен. То, что я "распаляюсь" во время дискуссий - это только философский и риторический прием, чтобы взбодрить себя и других. Внутри я почти всегда совершенно хладнокровен. Вот ты во что бы то ни стало стремишься оправдать свое понимание любви. Ты понимаешь любовь как чувство и все что тебя страшит воспринимаешь как ненависть. По человечески это понятно, но с точки зрения познания - это ошибка. Отдаваться своим чувствам в деле познания нельзя.

Изображение пользователя valentin

Дружище Булат)), т.е. ты думаешь одно, говоришь другое, а делаешь третье? И это принципиальность? Нет так нечестно, если уж ты приходишь к каким либо выводам, будь последователен, примерь свою людоедскую теорию в первую очередь на себя, попробуй так поживи)) и тогда реальность быстро вправит тебе мозги. Если Ницше был в жизни один, а в книгах другой,то он вообще несерьёзен. Представь себе ученого который придумывает науку и неподтверждает это реальным опытом, это шарлатан или неумный человек)), (д-к).
Вот что о таких как ты говорит Иисус:46 Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.
3 итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
И ещё, хоть в чём то надо бы уже определиться... О таких апостол Иаков говорит:Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.
"Резать по живому" разумеется других людей, ты ведь в жизни такой как все обыватель))).
(" В смысле, моего человеческого пути, я обыкновенный человек, можно сказать обыватель, такой же как многие вокруг. Я уважаю родственников, люблю родителей, ценю друзей и блага жизни. Это и означает, что я самый обычный ординарный человек.")

Изображение пользователя bulat

1. А я еще и не начал так жить, я только пытаюсь понять истину! Я еще не готов к такой жизни. О чем ты говоришь? Быть может христианство - это ошибка, я это допускаю вполне. Твои претензии есть претензии не ко мне собственно, а к христианству вообще. Если ты считаешь, что так жить нельзя, значит христианская община Бога просто невозможна. Я тут вообще не причем, я только пытаюсь последовательно размышлять. Вот и все.
2. Также и с Ницше. Ты его просто не понимаешь, и тем не менее судишь. Что тут говорить. Твое представление о Ницше есть плод твоего воображения, а не реальности. Ницще больший христианин, чем ты!
3. Да, я человек с двоящимися и даже десятерящимися мыслями, потому что я пытаюсь обо всем мыслить. Если тебя это не устраивает, давай спокойно разойдемся - живи своей жизнью спокойно.
Другого способа размышлять, кроме как перебирать все возможные способы и варианты я не знаю.
4. Твое замечание:

"Резать по живому" разумеется других людей, ты ведь в жизни такой как все обыватель))).

показывает, что ты так ничего и не понял. Но да, Бог тебе судья.

Изображение пользователя valentin

Можно всю жизнь перебирать кубики (мысли ), но что бы что то понять, по моему рано или поздно , надо что то принять и попробовать так жить. По моему это разное, играть в поиски истины и действительно её искать. На свете очень много великих путанников которые нечто там конструируют , но живут как ницше ( ой простите,как все обычные люди), новые пути прокладывают (хотя многие погибают) только те кто идёт ( живёт в соответствии со своими концепциями ). Вот и Христос умер, но путь проложил. Ницше не проложил, проложил Гитлер, по плодам оказалось зло ( искажение добра, что всегда получается у тех кто играет в поиски истины). Перефразируя тебя скажу, истина сурова брат.
Вот и Павел говорит:1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. 1 Тим 4:1
1 Петр 3:3

2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, Рим 1:29-30
2 Петр 2:3

3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, Флп 3:19
2 Петр 2:10

5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. Мф 7:15
Мф 7:21
Рим 2:20
2 Фес 3:6

6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, Мф 23:14
Тит 1:11
2 Петр 2:14

7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. 1 Тим 2:4
2 Тим 2:25

8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Исх 7:11-12
Деян 13:8
Деян 13:10
1 Тим 1:12
1 Тим 6:5

9 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.

Очень интересно. Спасибо. И дабы тема не пропала в недрах блога предлагаю ее поддерживать комментариями.