Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся! (Серафим Саровский)

1. Мы уже рассуждали о том, что добро должно быть конкретно, иначе говоря, недостаточно быть добрым в намерении и не позаботиться при этом о реализации этого намерения на практике. Но при этом возникает проблема того, как делать добро и как его принимать. Ведь делая добро другим людям, мы часто сталкиваемся с ответным добром в отношении нас самих. Получается, что наше добро вознаграждается, а значит уже не бескорыстно. Возникает своего рода обмен добром - "экономика добра" (по аналогии с обычной экономикой обмена товарами и услугами), при котором я делаю добро другим, а другие - мне. Об этом мы тоже уже рассуждали. Конечно, наше добро может оставаться бескорыстным в намерении, несмотря на возможное вознаграждение, но можем ли мы ручаться за самих себя всякий раз? Ведь исследование своих намерений - дело ненадежное. Здесь легко ошибиться и принять желаемое за действительное. Кроме того, получив "прибыль" из своего доброго поступка однажды, мы невольно будем ожидать такой же прибыли в следующий раз.
2. Проблему бескорыстности добра часто решали превратно. Из того, что наши добрые дела получают вознаграждение, делали вывод, что это не настоящие добрые дела. Настоящим же добрым делом считалось только такое дело, которое не получало вознаграждение. Таким делом является жертва. Именно жертва есть такое деяние, которое не получает вознаграждения. Из этого делали вывод, что всякое настоящее добро есть жертва!
3. Конечно, добро может быть жертвой, но из этого не следует, что всякая жертва - добро! Жертва и добро - это не одно и то же. Области значения этих понятий скорее пересекаются, а не совпадают.
4. Решение проблемы бескорыстности добра, как мне кажется, лежит на пути упразднения такой категории как "бескорыстие". В чем тут дело? Когда мы намереваемся совершить добро (=намеренно принести пользу ближнему) мы должны заботиться о позитивном содержании нашего поступка, то есть о пользе, а не думать о его негативной составляющей - бескорыстии. Ведь бескорыстие - есть только отрицание корысти, в бескорыстии нет позитивного содержания. Весь позитив поступка в конкретном добре, которое мы намереваемся совершить. Так вот надо сосредоточиться на конкретном содержании добра в его осуществлении, а не на его бескорыстии. Говоря проще, если мы совершаем добро, то мы должны это делать ради добра, а не ради бескорыстия.
5. Как это осуществляется на деле? Совершая конкретное добро, мы должны удерживать наше намерение в самом совершении добра ради добра (позитив содержания), невзирая на возможные в результате этого добра приобретения в виде ответного добра, вознаграждения и благодарности со стороны тех, кому мы добро делаем. Попадаем ли мы при этом в ситуацию обмена добрыми поступками, в "экономику добра" или в ситуацию жертвенности - не существенно для самого осуществления добра ради добра.
6. Как обосновать такую "экономику добра" и чем она отличается от экономики обмена товарами и услугами? Здесь следует прежде всего заметить, что экономика обмена товарами и услугами берет человека с его абстрактной стороны, как участника экономического обмена, как функцию или средство обмена и все. Но человек - это не функция и не средство, человек - это некоторая цельность, которая должна стать целью. В этом смысл нравственности - взять человека во всей полноте его конкретности как "образ и подобие Божье". Именно в этом и состоит различие "экономики добра" и экономики обмена товарами и услугами.
Предварительные основания такого отношения к "экономике добра" состоит в следующем. Каждый из нас находится внутри социума и постоянно связан с другими людьми многочисленными связями - культурными, экономическими, социальными и др. Фактически, каждый человек находится в постоянном взаимодействии с другими людьми. Именно поэтому и нравственность точно также проявляет себя как одна из сторон этого взаимодействия - социальной жизни людей. Поскольку отношение людей к друг другу симметрично - я отношусь к другому человеку, поскольку я человек, но и другой человек относится ко мне на том же самом основании - постольку отношение людей всегда сводится к некоторому обмену, взаимодействию, общению, в котором каждая из сторон что-то делает по отношению к другой стороне и ожидает от другой стороны некоторого ответа.
Общение людей есть всегда, независимо от того, является оно нравственным или нет. Это общение может базироваться на взаимовыгодном обмене товарами и услугами, тогда мы вступаем в экономику в собственном смысле слова. Но общение может быть также и простым обменом информации, безотносительно выгоды. Так, мы болтаем с друг другом о всяком. Общение - часть нашей жизни. Понятно, что этот "бескорыстный" обмен информации мы не назовем обменом добра.
7. Нравственность связана с намерениями принести пользу другому человеку или причинить ему вред. Это определенный разрез реальности, но не сама реальность. В реальности нет наших намерений, в реальности мы всегда имеем дело с пользой и вредом. Одна и та же по содержанию польза может быть добром (если есть намерение некоторой воли) и не быть им (если этого намерения нет). Так, например, необходимые нам деньги мы можем получить в качестве помощи от человека (в этом случае это добрый поступок), а можем случайно найти на дороге или выиграть на бирже (это просто удача). Точно также и в отношении зла. В мире есть вред, он может стать злом, только в том случае, если станет результатом чье-то злой воли (намерения). Стихийные бедствия, случайные неудачи - не являются злом, потому что не являются чьим-то намерением причинить нам вред.
8. Но вернемся к экономике. Мы говорили о том, что люди находятся в постоянном взаимодействии, общении, обмене. В частности, люди обмениваются пользой. Если в основании этого обмена пользой лежит выгода, корысть, то такой обмен является экономикой в обычном смысле слова - экономикой обмена товарами и услугами. Если же в основании обмена пользой лежит нравственное намерение совершать добро, то такую "экономику" я предлагаю называть "экономикой добра".
9. "Экономика добра" точно также как и экономика обмена товарами и услугами есть обмен пользой, но при этом есть существенные отличия:
1) Отличия в целях. Цель экономики добра - само добро. Цель экономики обмена товарами и услугами - прибыль, личное обогащение.
2) Отличие в средствах. В экономике добра не все средства хороши. Здесь главное осуществление добра, а не сам обмен и вознаграждение за совершенную пользу. Иначе говоря, в экономике добра возможно движение в одну сторону. В экономике обычной, назовем ее "экономикой выгоды" самое главное это не производство пользы, а вознаграждение за нее. Без вознаграждения, без прибыли, такая экономика не работает.
3) Отличие в инициативе. В экономике добра действие всегда впереди ответа на него. Более того, экономика добра существует доже в том случае, если на добро нет ответа. Экономике добра не нуждается в гарантиях. В экономике прибыли все работает только в том случае, если есть гарантии оплаты. В этом смысле экономика прибыли недоверчива, все пытается исчислить и закрепить в договорах, формальных документах. Экономика прибыли часто заканчивается дрязгами в судах.
4) Отличие в обмене. Экономика прибыли устанавливает справедливый эквивалент обмена, чтобы оплата была равновесной. В экономике добра - нет никакого эквивалента, никакого равновесного обмена. В экономике добра часто достаточно простой благодарности (символического принятия добра).
10. Но на деле, в наших поступках все перемешано - мы часто смешиваем экономику добра с экономикой выгоды - и попадаем в недоуменные ситуации. Действительно, как определить является ли оказанная нам польза (скажем услуга) собственно добрым делом, или в ее основании лежит корысть и от мы должны за услугу заплатить? Предположим, такой случай. Нам помогли вытолкнуть машину из кювета, должны ли мы платить за услугу или же просто поблагодарить за добро? Ведь часто предложение денег или подарка в таком случае вызывает оскорбление у человека, который нам помог. Как здесь ориентироваться, как понимать ситуацию в каждом конкретном случае? Ведь дело не в содержании оказанной нам услуги - услуга может быть любой - а в нашей интерпретации намерений стороны, оказывающей нам услугу.
Здесь возникает понимание необходимости символического обмена. Кроме обмена пользой, для интерпретации того, является ли эта польза сугубо экономической или добром, необходимо понимать ситуацию, в которой мы получаем пользу. Понимание является существенной стороной при совершении добра.
11. Что такое символический обмен? Это способ, каким мы выказываем наши намерения. Это может быть и явные предупредительные слова ( типа "я делаю это ради Христа") или неявные указания и уклонения от вознаграждения. Но дело не в том, что добро должно всячески избегать вознаграждения, чтобы остаться бескорыстным. Ведь в этом случае, мы нарушаем равновесие общения и не даем другому человеку остаться нравственным - выказать свою благодарность. Дело в другом, делая добро, мы должны уклоняться от выгоды - от экономического обмена в собственном смысле слова. Что это значит? Это значит, что мы должны делать добро, не ожидая вознаграждения и независимо от него. Но если человек, которому мы сделали добро отблагодарил нас, настойчиво отказываться тоже нельзя. Надо всегда исследовать наши намерения, остаются ли они чистыми - направленными на добро, или же они "затуманились" желанием получить выгоду. Здесь тонкая грань, которую надо постоянно иметь в виду.
12. В свете сказанного, что такое добро в его фактическом осуществлении? Если добро существует в нашем мире в виде обмена добрыми делами (как экономика добра), то получается, что оно должно осуществляться в нашей повседневной жизни, точно также как и обычная экономика выгоды. Ведь мы охвачены экономикой выгоды со всех сторон, мы живем внутри экономики. Задача добра состоит не в том, чтобы совершать героические подвиги (хотя это тоже важно, но не является первоочередной задачей), а в превращении по мере возможности экономики выгоды в экономику добра. Конечно, это не может касаться всей экономики выгоды. В чем-то такая замена невозможна. Но в чем-то, наоборот, мы превратили свое обычно человеческое взаимодействие с людьми во взаимовыгодную торговлю. Нужно вернуть людям это человеческое отношение к друг другу. В этом и есть первоочередная задача добра. В этом, как мне кажется, и состоит смысл высказывания Серафима Саровского:

Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя! (ссылка)

Иначе говоря, в наших терминах, это означает, будь добрым к людям, создай вокруг себя мир добра, начни с себя и со своих близких, и возможно ты своим примером приведешь множество людей к совершению добра вокруг себя.
13. Есть еще одна важная проблема при совершении добра. Делая добро, мы иногда впадаем в любование и гордость за самих себя. Это происходит от того, что добро мы делаем не часто и совершение добра для каждый раз является сильным новым впечатлением. Такое впечатление перестанет нас посещать, если мы станем делать добро постоянно и ежедневно, если жизнь в добре станет для нас рутиной. В этом и состоит собственно призыв делать добро вокруг себя - жить самому в добре. Мы живем в обществе, в социальных коллективах разного уровня, в этом смысле делать добро означает приносить пользу обществу, коллективу. Все мы как члены коллектива должны радеть за пользу коллективу как целому. Жить ради целого и означает быть в добре. Но польза коллективу есть также и польза для меня как части коллектива. Добром такая польза является в том случае, если мы стремимся приносить пользу коллективу не ради награды, а ради самого добра.
14. О жертве. В добре есть элемент жертвенности. Он проявляется тогда, когда наше добро не замечают или игнорируют. В этом нет ничего необычного. К этому просто надо привыкнуть. Ведь смысл доброго поступка в самом поступке, а не в его вознаграждении (которое является внешним к нему придатком). Но мы привыкли к экономике прибыли, где за все надо платить. Мы даже возвели это изречение в "мудрую" поговорку. Нам, кажется, не естественным делать что-то без гарантий оплаты наших затрат, ведь мы "по совести" считаем, что все должно быть оплачено, что оплата и есть смысл всего, его цена! Мы спрашиваем себя: "Какой ценой, какой ценой?" Но на деле, добро делается невзирая на цену. Ведь точно также можно привыкнуть к другому строю души - быть добрым ради добра, а не ради вознаграждения. О чем конкретно здесь может идти речь? Быть добрым ради добра означает, например, быть добросовестным на своей работе (ведь наши недоделки или брак приходится кому-то переделывать), не сорить на улице (кто-то ведь должен будет убрать наш мусор), помогать людям попавшим в несчастье на дорогах и так далее. Быть добрым означает быть предусмотрительным, ведь наши поступки приносят пользу или вред другим. Фактически, это означает нормальную жизнь социума во взаимопомощи и взаимопонимании. То, что сейчас мы не хотим делать свою работу добросовестно, но только в пределах оплаты труда, то, что мы не задумываемся о ближних, которых заставляем делать за нас работу, потому что за это нам не платят - все это указывает на ненормальное состояние общества, где всем руководит прибыль и нажива.

Комментарии

Изображение пользователя valentin

Коллективная польза. Что это? Зачем она нужна? Почему нельзя стать "осмысленным коллективом" (перейти к осмысленной экономике ) руководствуясь прибылью и т.д. Тут есть над чем поразмышлять и пообсуждать)).

Изображение пользователя bulat

1. Я как раз об этом пишу в другом посте. Экономика - это уже есть начало добра. Ведь в экономике люди приносят друг другу пользу, это лучше, чем война, насилие, грабеж как способы перераспределения благ. Но современная экономика основана на частном интересе, на частной прибыли - отсюда все проблемы. Быть может со временем, она станет разумной (как ты пишешь "осмысленной") и начнет перераспределять прибыль справедливо. К этому есть предпосылки уже сейчас.
2. В конце концов, экономика уже стала мировой. Быть может, именно экономика в конце концов объединит человечество не на основе частного интереса, а на основе солидарности людей и добра. Конечно, это не случится автоматически, для этого нужны подвижки и в сфере коллективного сознания. Этот процесс уже идет. Имя ему - интернет!
3. Пока же нам доступна только община=разумный коллектив внутри других, далеко не разумных коллективов. Мы по неволе принуждены быть в некоторой степени эгоистами (если хотим выжить) по отношению к другим коллективам, но уже сейчас внутри коллектива творить коллективное добро. Это похоже на то, как после октябрьской революции встал вопрос о революции в других странах, которые согласно теории Марксизма должны были воспоследовать. Но они не произошли и революционерам пришлось строить коммунизм в отдельно взятой стране.

Изображение пользователя valentin

Не знаю Булат... Думаю, экономика конечно создаёт дополнительные возможности для "разумного коллектива", но с другой стороны всё необходимое для этого разумного коллектива уже давно ( 2000 лет как минимум)) , царство возможно здесь и сейчас ) есть и сами по себе дополнительные возможности не решат этой проблемы. Этот экономизм, на мой взгляд ошибка, хотя конечно хлеб нужен, но всё же не хлебом единым. Всё же это не для всех. Вот как подрасти в сознании, индивидуальном и коллективном, это помоему проблема. Но я вовсе не пренебрегаю экономикой, она нужна и прогресс нужен, но не одно это решает. Тут наверно взаимный процесс, экономика и сознание могут друг друга толкать к совершенству, но могут и не толкать... Всё же уже есть люди которым нужна истина и совершенство, нужно сверх, а не жевание травы - вот где то здесь собака зарыта.

Изображение пользователя bulat

1. Здесь есть нюансы. Сама по себе экономика ничего не решает. Община Бога возможна во все времена. Но выжить в этом мире общине проще, если вокруг нее не дикие орды, стремящие поработить, убить, ограбить, а мирная экономика, в которую община Бога может вписаться.
2. Ведь проблема первых христианских Общин Бога - монастырей - и состояла в том, что им постоянно грозил внешний враг - завоеватели, бандиты разных мастей, жесткое государство. Именно поэтому монастыри стоили крепости, но и они не спасали от внешнего насилия.
3. Теперь же в эпоху преобладания экономики, все эти риски значительно уменьшены. Сама экономика как обмен пользой - есть уже начало добро. Через экономику человечество идет к Единству, единству не в Боге, но во взаимной пользе. В это единство Общине Бога легче вписаться, чем в мир хаоса и насилия, которому можно противопоставить только ответное насилие.
4. Экономика построена не на насилии, а на согласии - на мирных договорах, контрактах, мирной конкуренции. И это и есть норма для сегодняшнего общества. Исходя из этой нормы, легче строить Царство Бога, чем если бы приходилось выживать в диких условиях постоянной неопределенности и насилия.

Изображение пользователя valentin

По моему у тебя романтические представления об экономике. Пока это ещё экономика ориентированная на прибыль и "приходится выживать в диких условиях постоянной неопределенности и насилия." Это ещё грабиловка, нет ещё осознанности, все преследуют свой интерес, это дикие джунгли, где есть разные пищевые цепочки.

Интересно получается. А где же настоящее независимое мнение? Хотя, как говорят, Ваши бы слова, да Богу в уши.