Цитаты для размышления:
К одному старцу однажды пришел его ученик и с большой радостью сообщил ему: «Отче, я достиг того, что когда я молюсь, то мысленными очами вижу всегда перед собой Господа».
«Не велико твое достижение и напрасно ты так радуешься, — отвечал ему старец, — вот, если бы ты стал видеть свои грехи, то это было бы для тебя великим приобретением».
Так св. Антоний Великий говорил: «Не великое дело — творить чудеса, не великое дело — видеть Ангелов; великое дело — видеть собственные грехи свои».
Один египетский инок сказал преподобному Сисою Великому: «Вижу, что во мне пребывает непрестанная память Божия». Преподобный отвечал: «Это не велико, что мысль твоя при Боге: велико увидеть себя ниже всей твари».
О том же говорит и прп. Варсонофий Великий: «Блажен ты, брат, если действительно ощущаешь, что имеешь грехи, ибо кто ощущает их, тот гнушается ими и всячески удаляется от них».
А прп. Исаак Сириянин пишет: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых».
Так же пишет и прав. Иоанн Кронштадтский: «Видеть свои грехи и их множество и во всей их гнусности, — действительно есть дар Божий, подаваемый вследствие усердной молитвы».
Как говорит прп. Петр Дамаскин: «Нет ничего лучше, как знать свою немощь и неведение, и ничего хуже — как не знать этого. Когда ум начинает видеть свои согрешения — как песок морской, лишь тогда начинается просвещение души и начинается ее выздоровление».
«Главное величие человека заключается в том, что он сознает себя жалким», — пишет Блез Паскаль. То же утверждает свт. Феофан Затворник: «Преуспеяние в духовной жизни означается все большим и большим сознанием своей негодности».
А прп. Варсонофий Великий заповедует своим ученикам: «Унижай себя день и ночь, понуждая себя ниже всякого человека увидеть. Это есть истинный путь, и кроме него нет другого желающему спастись» (Ответ 447).
Комментарии
sergey
Чт, 04/07/2011 - 10:40
Ссылка
Ясность в понимании граней смирения.
Думаю, что наше смирение должно быть разумно. Безоговорочно, оно должно касаться только Бога. Именно перед Ним мы должны смирится. Но это не относится ко всему подряд и мы не должны быть «тряпкой» во всех вопросах. Иисус, имея внутреннее смирение перед Богом, держал лицо своё «как кремень». (Ис.50:7) и в то же время, не закрывал его от поругания и оплёвывания. (Ис.50:6) То есть, Он имел смирение перед Богом, отдавал рубашку и подставлял щеку, покорившись Ему, но в то же время, он не покорялся дьяволу и первому встречному, через кого дьявол действовал. Потому Петру Он бескомпромиссно говорит: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.» (Матф.16:23) Иисус не стал проявлять «смирение», что бы угодить Петру, так как на первом месте у него было смирение Богу. Смирение Христа для людей, касалось только тех вопросов, которые не противоречили смирению Богу и Его воле.
Многие люди на земле, хотят поработить нас, сесть на шею и свесить ножки. В этом вопросе мы должны быть мудры, чтобы смиряясь перед людьми, идя с ними поприще, не нарушить смирения перед Богом, ведь господствовать и разрешать господствовать над собой,- одинаковый грех. «не делайтесь рабами человеков».
Поэтому, говоря "смирение", мы подразумеваем, что оно перед Богом.
admin
Пт, 04/08/2011 - 00:12
Ссылка
Все верно
Тема смирения очень важна для православия, мимо нее не пройти, поэтому надо ее осмыслить.