О смирении

Цитаты для размышления:

К одному старцу однажды пришел его ученик и с большой радостью сообщил ему: «Отче, я достиг того, что когда я молюсь, то мысленными очами вижу всегда перед собой Господа».

«Не велико твое достижение и напрасно ты так радуешься, — отвечал ему старец, — вот, если бы ты стал видеть свои грехи, то это было бы для тебя великим приобретением».

Так св. Антоний Великий говорил: «Не великое дело — творить чудеса, не великое дело — видеть Ангелов; великое дело — видеть собственные грехи свои».

Один египетский инок сказал преподобному Сисою Великому: «Вижу, что во мне пребывает непрестанная память Божия». Преподобный отвечал: «Это не велико, что мысль твоя при Боге: велико увидеть себя ниже всей твари».

О том же говорит и прп. Варсонофий Великий: «Блажен ты, брат, если действительно ощущаешь, что имеешь грехи, ибо кто ощущает их, тот гнушается ими и всячески удаляется от них».
А прп. Исаак Сириянин пишет: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых».

Так же пишет и прав. Иоанн Кронштадтский: «Видеть свои грехи и их множество и во всей их гнусности, — действительно есть дар Божий, подаваемый вследствие усердной молитвы».

Как говорит прп. Петр Дамаскин: «Нет ничего лучше, как знать свою немощь и неведение, и ничего хуже — как не знать этого. Когда ум начинает видеть свои согрешения — как песок морской, лишь тогда начинается просвещение души и начинается ее выздоровление».

«Главное величие человека заключается в том, что он сознает себя жалким», — пишет Блез Паскаль. То же утверждает свт. Феофан Затворник: «Преуспеяние в духовной жизни означается все большим и большим сознанием своей негодности».

А прп. Варсонофий Великий заповедует своим ученикам: «Унижай себя день и ночь, понуждая себя ниже всякого человека увидеть. Это есть истинный путь, и кроме него нет другого желающему спастись» (Ответ 447).

Комментарии

Изображение пользователя sergey

Думаю, что наше смирение должно быть разумно. Безоговорочно, оно должно касаться только Бога. Именно перед Ним мы должны смирится. Но это не относится ко всему подряд и мы не должны быть «тряпкой» во всех вопросах. Иисус, имея внутреннее смирение перед Богом, держал лицо своё «как кремень». (Ис.50:7) и в то же время, не закрывал его от поругания и оплёвывания. (Ис.50:6) То есть, Он имел смирение перед Богом, отдавал рубашку и подставлял щеку, покорившись Ему, но в то же время, он не покорялся дьяволу и первому встречному, через кого дьявол действовал. Потому Петру Он бескомпромиссно говорит: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.» (Матф.16:23) Иисус не стал проявлять «смирение», что бы угодить Петру, так как на первом месте у него было смирение Богу. Смирение Христа для людей, касалось только тех вопросов, которые не противоречили смирению Богу и Его воле.

Многие люди на земле, хотят поработить нас, сесть на шею и свесить ножки. В этом вопросе мы должны быть мудры, чтобы смиряясь перед людьми, идя с ними поприще, не нарушить смирения перед Богом, ведь господствовать и разрешать господствовать над собой,- одинаковый грех. «не делайтесь рабами человеков».

Поэтому, говоря "смирение", мы подразумеваем, что оно перед Богом.

Изображение пользователя admin

Тема смирения очень важна для православия, мимо нее не пройти, поэтому надо ее осмыслить.