Ближние и враги согласно Евангелию

В нагорной проповеди Иисус Христос учит:

Вы слышали, что было сказано: «Возлюби ближнего твоего и возненавидь врага твоего (ἀγαπήσεις τὸν πλη­σίον σου καὶ μισήσεις τὸν ἐχθρόν σου)».
А Я говорю вам: любите врагов ваших...
(Мф 5:43-44)

Здесь явно противопоставляется "ближный" (πλη­σίος) и "враг" (ἐχθρός). Хотя обычно ἐχθρός переводят существительным "враг", буквально же в тексте - это прилагательное, означающее "враждебный, ненавистный". Оно как и слово "ближний", является субстантивированным прилагательным (т.е. прилагательным в функции существительного). Оба эти слова есть только некоторая характеристика человека в его отношении к нам, а не свойство человека самого по себе. Враждебный нам человек может стать нам ближним и, наоборот.
Кто мой ближний? На этот вопрос Иисус в Евангелии от Луки приводит притчу о добром самаритянине:

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
Иисус тотчас же ответил: человек некий спускался из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам; они его раздели и изранили, и ушли, оставив полумертвым.
Случайно священник некий спускался дорогою той и, увидев его, прошел мимо.
Также и левит, придя на это место и увидев его, прошел мимо.
Самарянин же некий, находившийся в пути,' натолкнулся на него и увидев сжалился
и подойдя перевязал раны его, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
и на другой день, вынув два динария, дал хозяину гостиницы и сказал: «позаботься о нем, и что перерасходуешь, я на обратном пути заплачу тебе».
Кто из этих троих, думается тебе, оказался ближним попавшему в руки разбойников?
Он сказал: сотворивший ему милость. Сказал же ему Иисус: иди, и ты поступай так же.
(Лк 10:25-37)

Из этой притчи следует, что ближним для нас является тот, кто делает нам добро. Логично тогда назвать, врагами тех, кто делает нам зло. Такое понимание терминов подтверждает продолжение речи Иисуса о "любви к врагам":

Ибо, если возлюбите любящих вас, какая вам награда? Не то же ли самое делают и мытари?
И если приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не то же ли самое делают и язычники?
(Мф 5:46,47)

Иначе говоря, "любить любящих Вас", "приветствовать только братьев своих" - это и означает любить ближних. Но в такой любви нет ничего необычного. Такое отношение к ближним естественно для любого человека. В этот заключается справедливость мира - отвечать добром тем, кто делает нам добро".
Недаром, Иисус на вопрос законника: "Какая заповедь большая в Законе?", отвечал:

Он же сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумом твоим»:
это — большая и первая заповедь.
Вторая подобна ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
На этих двух заповедях держится весь Закон и Пророки.
(Мф 22:37-40)

Иначе говоря, "любить ближнего своего как самого себя" - это обычная заповедь Закона, т.е. Ветхого Завета. Говоря об этих заповедях, Иисус, кажется, не говорит ничего нового. В чем же тогда состояло новизна Нового Завета? - В любви к врагам, к тем, кто в отношении нас совершает зло.
Но здесь проявляется некоторая диалектика того, что хочет сказать нам Иисус. Кажется, что "любить врагов" - это невозможная вещь, некоторое противоречие, которое невозможно преодолеть ни словом, ни делом. Но смысл, который высказывает Иисус состоит в том, что для совершенного человека нет врагов - все люди для него ближние, всех надо любить и всем делать добро:

А Я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас,
чтобы стать вам сынами Отца вашего. Который на небесах, потому что солнце Свое Он возводит над злыми и добрыми и изливает дождь на праведных и неправедных.
Ибо, если возлюбите любящих вас, какая вам награда? Не то же ли самое делают и мытари?
И если приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не то же ли самое делают и язычники?
Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
(Мф 5:44-48)

Есть один раннехристианский авторитетный апокриф, называемый "Учение двенадцати апостолов", кратко называемый "Дидахе", в котором учение о "любви к врагам" изложено так:

Вы же любите ненавидящих вас и не будете иметь врага (ὑμεῖς δὲ ἀγαπᾶτε τοὺς μισοῦντας ὑμᾶς, καὶ οὐχ ἕξετε ἐχτρόν). (Дидахе, 1,5)

Иисус Христос тем самым восполняет заповедь любви к ближнему, делает ее универсальной - ближним для нас являются все окружающие нас люди, а врагов для христианина вообще не должно быть.

Комментарии

Изображение пользователя valentin

Всё же не стоит всё сваливать в одну кучу. Есть ближние и есть враги. И христианину необходимо различать их, дабы не метать бисер перед свиньями и не давать святыни псам. Другое дело, что по отношению к врагам христианин поступает по любви, т.е. отвечает добром на зло. Смысл в том, что невозможны отношения с врагом, как с братом, хотя бы потому,что любовь не обоюдна и это существенно. Любить врага труднее. И потом, праведный удаляется зла, т.е. опять же вырисовываются иные отношения с врагом и иные с братом, хотя и там и там любовь и добро. Врагов надо всё же удаляться...Тут вообще огромная тема, о различии поведения с врагом и другом, тут важно знание людей и анализ сквозь эту тему всего писания. Другими словами сказано , что вы должны быть кротки как голуби и мудры как змии.