Евангелие о богатстве и нищете в аспекте воздаяния

С вопросом о богатстве связана другая сквозная тема Евангелия - тема воздаяния. Мы уже видели, что в Евангелии от Луки в притче о богаче и Лазаре (Лк 16:1-31) воздаяние за богатство и нищету строится по принципу справедливости: Нищий Лазарь получает свое утешение в раю, поскольку от страдал в этой жизни, а богач получает страдание, ибо в этой жизни он получил уже свое утешение.
В Евангелии от Матвея мы читаем:

И вот, некто подошел к Нему и сказал: Учитель, что мне сделать благого, чтобы получить жизнь вечную?
Он же сказал ему: что ты Меня спрашиваешь о благом? Есть один только Благой. Если же хочешь войти в жизнь, соблюдай заповеди.
Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: вот какие: «Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй,
почитай отца и мать; и возлюби ближнего твоего как самого себя».
Говорит Ему юноша: это всё я сохранил; чего еще недостает мне?
Сказал ему Иисус: если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое (τὰ ὑπάρχον­τα) и отдай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
Услышав это, юноша ушел в печали, ибо владел он большим имуществом.
Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам: богатому трудно будет войти (εἰσελεύ­­σε­ται) в Царство Небесное.
И еще говорю вам: легче верблюду войти в игольное ушко, чем богатому в Царство Божие.
Услышав, ученики в сильном изумлении говорили: если так, кто же может быть спасен?
Иисус взглянул и сказал им: людям это невозможно, Богу же всё возможно.
Тогда ответил Ему Петр: вот мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?
И сказал им Иисус: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в новом бытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах и будете судить двенадцать колен Израилевых.
И всякий, кто оставил дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или детей, или земли, ради имени Моего, во сто раз больше получит и жизнь вечную наследует.
Многие же будут первые последними и последние первыми.
(Мф 19:16-30)

Вот то же аналогичное место из Евангелия от Марка:

И когда выходил Он в путь, подбежал некто и, преклонив перед Ним колени, спрашивал Его: Учитель благой, что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Иисус же сказал ему: что ты Меня называешь благим? Никто не благ, кроме одного Бога.
Ты знаешь заповеди: «Не убей, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй», не обманывай, «почитай отца твоего и мать».
Он же сказал Ему: Учитель, всё это я сохранил от юности моей.
Иисус же, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: иди, всё, что имеешь, продай и отдай нищим (ὕπαγε ὅσα ἔχεις πώλησον καὶ δὸς τοῖς πτωχοῖς), и будешь иметь сокровище на небе; и приходи, следуй за Мною.
Он же, омрачившись от этого слова, ушел в печали: ибо владел он большим имуществом.
И посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно будет имеющим богатство войти в Царство Божие (οἱ τὰ χρήματα ἔχον­τες εἰς τὴν βασιλείαν τοῦ θεοῦ εἰσελεύ­σον­ται).
Ученики ужаснулись от слов Его. Иисус же снова говорит им в ответ: дети, как трудно войти (εἰσελθεῖν) в Царство Божие.
Легче верблюду пройти сквозь игольное отверстие, чем богатому (ἢ πλούσιον) войти (εἰσελθεῖν) в Царство Божие.
Они же чрезвычайно изумлялись (ἐθαμβοῦν­το), говоря между собой: кто же может быть спасён?
Посмотрев на них, Иисус говорит: людям это невозможно, но не Богу; ибо всё возможно Богу.
Начал говорить Ему Петр: вот мы оставили всё и последовали за Тобою.
Сказал Иисус: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил дом, или братьев, или сестер, или мать, или отца, или детей, или земли ради Меня и ради Евангелия,
и не получит в сто раз больше теперь, во время сие, домов, и братьев, и сестер, и матерей, и детей, и земель, при гонениях, а в веке грядущем жизнь вечную.
Многие же будут первые последними, и последние первыми.
(Мк 10:17-31)

И, наконец, аналогичное место в Евангелии от Луки:

И спросил Его некий начальник: Учитель благой, что я должен сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?
И сказал ему Иисус: что ты Меня называешь благим? Никто не благ, кроме одного Бога.
Ты знаешь заповеди: «Не прелюбодействуй, не убей, не укради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и мать».
Он же сказал: всё это я сохранил от юности.
Услышав, Иисус сказал ему: еще одного тебе не хватает: всё, что имеешь (πάν­τα ὅσα ἔχεις), продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
Услышав же это, он сильно опечалился, ибо был весьма богат.
Увидев его печаль, Иисус сказал: как трудно имеющим богатство входить в Царство Божие (οἱ τὰ χρήματα ἔχον­τες εἰς τὴν βασιλείαν τοῦ θεοῦ εἰσπορεύ­ον­ται).
Ибо легче верблюду войти в ушко иглы, чем богатому войти в Царство Божие.
И сказали услышавшие: кто же может быть спасен?
Он же сказал: невозможное людям возможно Богу.
И сказал Петр: вот, мы, оставив то, что имели, последовали за Тобою.
Он же сказал им: истинно говорю вам, что нет никого, кто, оставив дом, или жену, или братьев, или родителей, или детей ради Царства Божия,
не получил бы во много раз больше во время сие, а в веке грядущем — жизнь вечную.
(Лк 18:18-30)

Прежде всего, заметим существенную разницу между тем, что недостает юноше (начальнику?). В Евангелии от Матвея, Иисус предлагает продать ему, если он хочет быть совершенным "имение свое" (τὰ ὑπάρχον­τα), буквально по гречески - "то, что находится под его управлением", ὑπ-άρχον­τα, подчинено ему. Иначе говоря, Иисус предлагает продать лишнее, то есть то, что сковывает юношу в его движении к совершенству. Речь идет о не том, чего недостает юноше, а о том, что нужно сделать, если он хочет быть совершенным. Что это так дает понять еще одна цитата из Евангелия от Матвея:

С наступлением же вечера пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который и сам был учеником Иисуса
(Мф 27:57)

Иосиф из Аримафеи был богатым человеком и в то же время учеником Иисуса, пусть еще и не совершенным...
Иной смысл в Евангелии от Марка, речь уже не идет о совершенстве, но о недостатке. Хотя юноша исполнил все заповеди, ему еще недостает последнего - "иди, продай, сколько имеешь и раздай нищим..." В переводе еп. Кассиана с моей точки зрения есть неточность. В оригинале нет слова "все" и поэтому предложение Иисуса имеет несколько иной смысл - "продай, сколько имеешь (ὅσα ἔχεις)" - это не обязательно значит "продай все, что имеешь". Как мне кажется, речь здесь идет опять же о продаже лишнего, того, что мешает человеку последовать за Иисусом. По отношению к Иосифу из Аримафеи в Евангелии от Марка тон уже другой:

пришел Иосиф из Аримафеи, видный член совета, который и сам пребывал в ожидании Царства Божия. Он осмелился войти к Пилату и попросил тело Иисуса.
(Мк 15:43)

Не сказано, что Иосиф был богат, но только то, что был "видным членом совета".
И, наконец, в Евангелии от Луки, речь на самом деле дословно идет о том, что Иисус предлагает "некому начальнику" буквально продать "все, сколько имеешь" (πάν­τα ὅσα ἔχεις), раздать нищим и последовать за ним. Как мы уже отмечали, согласно Евангелию от Луки богатство само по себе является чем-то неправедным, проклятым и поэтому естественно для логики Евангелия от Луки полностью от него избавиться, чтобы стать нищим - "блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Бога" (Лк.6.20) Кстати, об Иосифе из Аримафеи Лука тоже не говорит, что он был богат:

И вот муж, по имени Иосиф, член совета, муж добрый и праведный —
он не был согласен с решением и делом их, — из Аримафеи, города Иудейского. Он ожидал Царства Божия.
(Лк 23:50,51)

И это понятно, как богач мог бы быть "мужем добрым и праведным", ведь "горе вам, богатые" (Лк 6:24).
Насчет, высказывания Иисуса о трудности богатому войти в Царствие Небесное, в трех Евангелиях есть разночтения, придающие этому общему высказыванию различные оттенки смысла. Эти разночтения можно заметить если анализировать греческий текст. Так в Евангелии от Матвея, буквально говорится о том, что "богатому трудно будет войти (здесь глагол в будущем времени) в Царствие Небесное". В Евангелии от Марка, буквально говорится не о богатом, а следующее: "трудно имеющим имущество (мн. ч.) в Царствие Бога будет войти (опять будущее время)". А в Евангелии от Луки говорится буквально: "как трудно имеющим имущество (мн.ч) в Царствие Бога входить (глагол в настоящем времени)."
Почему ученики Иисуса так изумлялись и ужасались его высказываниям о трудности богатому войти в Царствие Небесное? Дело в том, что согласно естественной человеческой логике, отраженной и в Ветхом Завете и в трудах античных мудрецов, богатство всегда считалось наградой от Бога праведнику за праведную жизнь, точно так же как бедность, нищета, болезни - наказание грешнику за его преступления. Следы последнего, например, мы находим и в Евангелиях, где Иисус, исцеляя больного, произносит:

И вот несут к Нему расслабленного, лежащего на постели. Иисус, увидев веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! Прощаются грехи твои.
(Мф 9:2)

или

И увидев веру их, говорит Иисус расслабленному: чадо, прощаются грехи твои.
(Мк 2:5)

или

...и вот, люди несут на постели человека в параличе. И они старались внести его и положить перед Ним,
и не найдя, каким путем внести его из-за толпы, они, поднявшись на крышу, через черепицу спустили его, вместе с постелью, на середину перед Иисусом.
И увидев веру их, Он сказал: человек, прощены тебе грехи твои.
(Лк 5:18-20)

И вот, говоря о трудности (невозможности) богатому войти в Царствие Божье, Иисус как будто говорит о том, что богатство - не от Бога. Как это понимать? Отсюда и понятно замешательство и страх учеников. Из дальнейшего мы выясняем, что на самом деле речь идет о некотором воздаянии тем, кто оставил все ради Иисуса Христа и Евангелия. Речь идет о том, что оставляя личное имущество и личное богатство, человек приобретает общину и богатство общинное. Вот соответствующие места из Евангелия:

И всякий, кто оставил дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или детей, или земли, ради имени Моего, во сто раз больше получит и жизнь вечную наследует.
(Мф 19:29)

Сказал Иисус: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил дом, или братьев, или сестер, или мать, или отца, или детей, или земли ради Меня и ради Евангелия,
и не получит в сто раз больше теперь, во время сие, домов, и братьев, и сестер, и матерей, и детей, и земель, при гонениях, а в веке грядущем жизнь вечную. (Мк. 10.29-30)

Он же сказал им: истинно говорю вам, что нет никого, кто, оставив дом, или жену, или братьев, или родителей, или детей ради Царства Божия,
не получил бы во много раз больше (πολλαπλασίονα) во время сие, а в веке грядущем — жизнь вечную. (Лк 18:29)

Иначе говоря, согласно учению Иисуса Христа неприемлемо (неправедно) личное богатство, как проявление эгоизма и нарушения заповеди любви к ближнему, но только богатство общинное есть богатство праведное, богатство от Бога. Христос не предлагают, как можно подумать, продать все свое богатство и пойти по миру нищенствовать, скорее речь идет о том, что богатеть надо общине верующих (братьям и сестрам во Христе), только тогда человек перестанет богатству служить, и богатство становится на службу людям.

Комментарии

Изображение пользователя admin

10. Другой из двух богачей сказал: Учитель, что доброго мне совершить, чтобы обрести жизнь вечную? Он сказал ему: Человек, исполняй Закон и пророков. Ответил Ему: исполняю. Тогда сказал ему: Пойди и продай все, что имеешь, и раздай нищим, и тогда приходи и следуй за Мной. Но богач стал скрести себе голову, и слова эти не понравились ему. И Господь сказал: Как можешь ты говорить, что исполнил Закон? Ибо написано в Законе: люби ближнего, как самого себя. И смотри, много братьев твоих, сыновей Авраамовых, запачканы грязью и умирают с голоду, твой же дом полон добра, и ничего из того не переходит к ним? И Он повернулся к Симону, ученику своему, который сидел рядом с Ним, и сказал: Симон, сын Ионы, легче верблюду войти в игольные уши, чем богатому в царство небесное (Ориген. Com. in Matth. XV). (ссылка)