Истинное лицо христианства?

Обычно, принято считать, что учение Христа - это такая альтруистическая доктрина, которая призывает любить всех людей, прощать всех грешников, снисходить до всякой немощи и слабости.
И в этом, действительно, есть некоторая правота:

было: когда Он возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и с учениками Его.
И увидев, фарисеи говорили ученикам Его: почему Учитель ваш ест с мытарями и грешниками?
Услышав же это. Он сказал им: не здоровым (οἱ ἰσχύον­τες) нужен врач, а болящим (οἱ κακῶς ἔχον­τες),
Пойдите, научитесь, что значит: «Милости хочу, а не жертвы». Я пришел призвать не праведных, но грешных. (Мф 9:10-13)

И книжники из фарисеев, увидев, что Он ест с грешниками и мытарями, говорили ученикам Его: почему Он ест с мытарями и грешниками?
И услышав, Иисус говорит им: не здоровым (οἱ ἰσχύον­τες) нужен врач, а болящим ( οἱ κακῶς ἔχον­τες).

И роптали фарисеи и книжники их, обращаясь к ученикам Его: почему вы едите и пьете с мытарями и грешниками?
И ответил им Иисус: не здравствующим (οἱ ὑγιαίνον­τες) нужен врач, а болящим (οἱ κακῶς ἔχον­τες).
Я пришел призвать не праведных, но грешных к покаянию.
(Лк 5:30-32)

Дело в том, что дословный перевод греческого слова οἱ ἰσχύον­τες, означает "сильные". Что означает "сильные"? - Это те, которые могут соблюдать заповеди Бога, праведные. Иисус сам это поясняет, говоря о сильных и больных далее:

Я пришел призвать не праведных, но грешных. (Мк 2:17)

Сильные - это праведные, больные - это грешные. Иисус сравнивает себя с врачом, который пришел помощь больным, т.е. грешным, которые в противоположность сильным являются слабыми и немощными. Сильные же, или праведные не нуждаются в Иисусе, им не нужен врач. О чем здесь идет речь? Сильные уже годны для Царствия Небесного, для этого им надо лишь последовать за Иисусом. Помните рассказ о богатом юноше, который спросил у Иисуса, что ему сделать, чтобы наследовать жизнь вечную (Мк 10:17-25). Он был уже праведник, сильный, с сызмальства выполнял заповеди Бога. Но чтобы стать совершенным, он должен еще порвать со своей привязанностью к богатству, ибо

Не можете Богу служить и богатству. (Мф 6:24)

Когда речь заходит о слабых, немощных, грешных, речь уже не идет о совершенстве, но о лечении. Слабые нуждаются во врачевании, в лечении от такой болезни как грех.
Это различие "сильных" и "слабых" очень существенно, как мы видим, Иисус по-разному строит свое отношение к тем и другим. Нельзя здесь все валить в одну кучу, как это обычно делается. Один призыв к "сильным" и другое отношение к "слабым". Конечно, сам Иисус тоже был сильным, и призывал к тому, чтобы другие сильные помогли своим слабым братьям. Все эти трудные заповеди: не гневаться на брата своего, не клясться вовсе, не вожделеть вовсе, подставить другую щеку, отдать и другую одежду, идти два поприща, давать в долг и не требовать назад, не противиться злому, возлюбить не только ближнего, но и врага своего, чтобы стать совершенным

как совершен Отец ваш Небесный. (Мф 5:48)

обращены не к слабым, а к сильным, к тем, кто может исполнить, может вместить. Не надо обольщаться, слабые, грешные и немощные не могут исполнить эти заповеди, хорошо если они начнут с малого - с исполнения закона Моисея, чтобы обрести хотя бы ветхозаветную праведность. Все эти заповеди Иисус Христос обращает для совершенных, для тех, которые уже праведны, которые могут по пути к Богу идти дальше на пути совершенствования. Вот, например, Иисус Христос высказывает свое суждение о браке:

Говорю же вам: кто отпустит жену свою не по причине блуда и женится на другой, прелюбодействует. (Мф 19:9)

Но ученики усиливают это утверждение еще более:

Говорят Ему ученики: если так надлежит поступать человеку с женой, лучше не жениться. (Мф 19:10)

Иисус же им отвечает:

Он же сказал им: не все вмещают слово это, но кому дано.
Ибо есть скопцы, которые от чрева матери родились так; и есть скопцы, которые оскоплены были людьми; и есть скопцы, которые оскопили самих себя для Царства Небесного. Могущий вместить да вместит. (Мф 19:11,12)

Те, кому дано - это сильные, которые пошли по пути совершенства.
Только к сильным, совершенным можно так говорить о прощении:

Тогда подошел Петр и сказал Ему: Господи, сколько раз должен я прощать брату моему, если он будет грешить против меня? До семи ли раз?
Говорит ему Иисус: не говорю тебе: до семи, но до семидесяти раз семи.
(Мф 18:21-22)

Но в то же время, вот что Иисус говорит чуть ранее:

Если же согрешит брат твой, иди, обличи его с глазу на глаз. Если он тебя послушает, приобрел ты брата твоего.
Если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, чтобы устами двух свидетелей или трех подтвердилось каждое слово.
Если же их не послушается, скажи церкви: а если не послушается и церкви, да будет тебе он, как язычник и мытарь. (Мф 18:15-17)

Как это понимать? Получается, что прощать брата своего - это не означает бесконечное сентиментальное хныканье на его груди у грешника, а некая открытая готовность его простить. Откуда эта готовность? Потому что так готов простить нас Отец наш Небесный (вспомните молитву "Отче Наш"), а мы должны подражать его совершеству. Эта готовность суровая - если из трех раз не послушается твоего обличения в греховности, значит он тебе уже не брат!
Действительно, Иисус помогает грешникам как врач, но в то же время не сентиментальничает с ними:

А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего, будет подлежать суду; кто же скажет брату своему: «рака» будет подлежать синедриону, кто же скажет: «глупец», будет повинен геенне огненной. (Мф 5:22)

Если же глаз твой правый соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше тебе, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твое было брошено в геенну,
И если правая рука твоя соблазняет тебя, отруби ее и брось от себя; ибо лучше тебе, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твое пошло в геенну.
(Мф 5:29,30)

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не затоптали его ногами и, обернувшись, не растерзали вас.
(Мф 7:6)

Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубается и бросается в огонь.
Итак, по плодам их познаете их.
Не всякий говорящий Мне: « Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего, Который на небесах.
Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем много чудес совершили?»
И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас: удалитесь от Меня, делающие беззаконие».
(Мф 7:19-23)

Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
сыны же Царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
(Мф 8:11,12)

Другой же из учеников сказал Ему: Господи, позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
Но Иисус говорит ему: следуй за Мною и предоставь мертвым хоронить своих мертвых.
(Мф 8:21,22)

А кто не примет вас и не послушает слов ваших, стряхните пыль от ног ваших, выходя вон из дома или из города того.
Истинно говорю вам: легче будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, чем городу тому.
(Мф 10:14,15)

Не подумайте, что Я пришел принести мир на землю; Я пришел принести не мир, но меч.
Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
И враги человека — домашние его.
Любящий отца или мать более Меня недостоин Меня; и любящий сына или дочь более Меня недостоин Меня;
и кто не берет креста своего и не следует за Мною, недостоин Меня.
Нашедший душу свою потеряет ее, и потерявший душу свою за Меня найдет ее.
(Мф 10:34-39)

Можно и дальше приводить цитаты. Ясно одно, Иисус не является сентиментальным проповедником, трогательно относящимся ко всему слабому и немощному, как это часто изображают. Он непримиримый борец с грехом, но будучи сильным, готов помощь слабому в его беде, надеясь на то, что этот слабый встанет на тропу исправления. Против тех, кто не встал на тропу исправления, обращен весь гнев Иисуса:

Тогда начал Он укорять города, в которых совершилась большая часть чудес Его, зато, что они не покаялись.
Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ибо, если бы в Тире и Сидоне совершились чудеса, совершившиеся в вас, то давно бы они в рубище и пепле покаялись;
но говорю вам: Тиру и Сидону легче будет в день суда, чем вам.
И ты, Капернаум, до неба ли ты будешь вознесён? До ада ты будешь низвергнут; потому что, если бы в Содоме были совершены чудеса, совершившиеся в тебе, он остался бы до сего дня.
Но говорю вам, что земле Содомской легче будет в день суда, чем тебе.
(Мф 11:20-24)

Иисус призывает бороться с грехом всеми способами, на всех путях, ибо Царствие Небесное не для всех, но только для совершенных:

Не всякий говорящий Мне: « Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего, Который на небесах.
Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем много чудес совершили?»
И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас: удалитесь от Меня, делающие беззаконие».
(Мф 7:21-23)

Ибо говорю вам: если ваша праведность не будет больше праведности книжников и фарисеев, не войдете вы в Царство Небесное.
(Мф 5:20)

Еще подобно Царство Небесное большой сети, закинутой в море и собравшей рыб всякого рода.
Когда она наполнилась, ее вытащили на берег и, сев, собрали хорошее в сосуды, а плохое выбросили вон.
Так будет в конце века: выйдут ангелы и отделят злых от праведных
и бросят их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
(Мф 13:47-50)

Опять же цитат можно набрать много.
В целом следует сделать следующий вывод. Проповедь Иисуса имеет по крайней мере два уровня:
обращение к праведникам (сильным) и отношение к грешникам (слабым). Эти уровни не равнозначны. К праведникам Иисус обращается с призывом быть совершенными, т.е. идти по пути праведности, по пути к Богу дальше. Грешники, слабые же не идут сразу в Царство Божье (Общину Богу), а сначала они должны пройти школу праведности, исправиться. На этом пути им должны помощь сильные. Пример этой помощи показывает сам Иисус. Сильные должны взять на себя дело исцеление слабых:

Этих двенадцать послал Иисус и дал им такие повеления: на путь к язычникам не идите и в город самарянский не входите;
идите лучше к овцам погибшим дома Израилева.
И когда пойдете, проповедуйте и говорите: «близко Царство Небесное».
Болящих исцеляйте, мертвых воскрешайте, прокаженных очищайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. (Мф 10:5-8)

Если грешники не могут исправиться, то они не годны для Царствия Божьего (Общины Бога). В Царствие Божие приглашены все, но не все туда попадают:

подобно Царство Небесное человеку царю, который устроил брачный пир для сына своего
и послал слуг своих позвать званных на брачный пир; и они не хотели придти.
Снова послал других слуг, говоря: скажите званным: «вот, обед мой я приготовил, быки мои и откормленный скот заколоты, и всё готово; приходите на брачный пир».
Они же, оставив его слова без внимания, ушли, кто — на свое поле, кто — на торговлю свою.
Прочие же схватили слуг его, оскорбили и убили их.
Разгневался царь и, послав войска свои, истребил убийц тех и город их сжег.
Тогда говорит он слугам своим: «брачный пир готов, но званные не были достойны;
идите же на концы улиц и, кого только найдете, зовите на брачный пир».
И вышли слуги те на дороги и собрали всех, кого нашли: и злых и добрых; и наполнилась брачная палата возлежащими,
Вошел царь посмотреть на возлежащих и увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
и говорит ему: «друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Он же промолчал.
Тогда царь сказал служителям: «свяжите ему ноги и руки и выбросьте его во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».
Ибо много званных, но мало избранных. (Мф 22:2-14)

Так что проповедь Иисуса обращена ко всем, и она поистине сурова, если ее понимать серьезно, а не ссылаться всякий раз на метафорический и афористический способ его речи. Иисус ищет сынов Бога, которых не может быть много, и для которого не все годны. Учение Иисуса - моральный элитаризм, оно для тех, кто может вместить, кто может осмелиться, для сильных, хотя и все приглашены. И здесь не может быть компромисса. Позднее историческое христианство смягчила этот ригоризм Христа и сделала из христианства комфортную религию, которая позволяет грешить, если после этого каяться. Но это лицемерие, против которого постоянно выступает Христос:

Наблюдайте за тем, чтобы праведность вашу не выставлять перед людьми напоказ: иначе нет вам награды от Отца вашего, Который на небесах.
Поэтому, когда творишь милостыню, не труби перед собой, как делают лицемеры (οἱ ὑποκριταὶ) в синагогах и на улицах, чтобы прославили их люди. Истинно говорю вам: они получили награду свою.
Когда же ты творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что творит правая,
чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий втайне, воздаст тебе.
И когда молитесь, не будьте как лицемеры (οἱ ὑποκριταὶ), которые любят молиться в синагогах и стоя на углах улиц, чтобы показать себя людям. Истинно говорю вам, они получили награду свою.
Ты же, когда молишься, войди во внутренний покой твой; и затворив дверь твою, помолись Отцу твоему. Который втайне; и Отец твой, видящий втайне, воздаст тебе.
Молясь же, не разглагольствуйте как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны.
Итак не уподобляйтесь им: ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде чем попросите у Него. (Мф 6:1-8)

Лицемеры (ὑποκριταί)! Хорошо пророчествовал о вас Исаия:
«Народ этот устами Меня чтит, сердце же их далеко отстоит от Меня;
но тщетно воздают Мне почитание, уча учениям, предписаниям человеческим».
(Мф 15:7-9)

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры (οἱ ὑποκριταὶ), что затворяете Царство Небесное перед людьми: вы и сами не входите и входящим не даете войти.

И много других цитат. Кто такие эти загадочные "лицемеры" или по-гречески - οἱ ὑποκριταὶ?
Так в греческом языке обозначали актеров. То, что у нас переведено как лицемеры, следовало бы дословно перевести как "актеры". Известный отечественных филолог С.Аверинцев в своем переводе Евангелий предлагает οἱ ὑποκριταὶ переводить как лицедеи, что ближе к смыслу оригинала.
Иисус призывает не быть актерами, не разыгрывать праведность перед людьми напоказ, а отнестись к этому всему серьезно. Религия - это серьезная вещь, а не забава или комфортное времяпрепровождение!

Комментарии

Изображение пользователя bulat

Теперь служение Иисуса Христа принимает иной оборот, что удивляло тех, кто следовал за Ним, и раздражало тех, кто за ним не следовал. Он берет Себе в качестве ученика мытаря! И это удивляло и раздражало. Действия Иисуса Христа, будучи непонятыми многими из Его современников, воспринимались ими как соблазнительные. Зная привычки и характер мыслей этих людей мы должны допустить, что они возмущались поведением Иисуса из положительных в их системе координат соображений. Для нас сейчас слова «фарисей», «фарисейский» имеют откровенно негативный оттенок. Но там и тогда было совсем иначе.

Фарисеи, которые выступают на сцену в нашей истории, вовсе не обязательно считали, что они «лучше других», хотя, конечно, были и такие фарисеи. Но такие люди бывают в любом обществе. Дело не в этом. Они выступали против воззрения, что времена, мол, теперь другие, изменились, и старой веры придерживаться несовременно и глупо. Фарисеи же были консерваторами и желали сохранить «веру отцов». Они объединялись в небольшие группы и общества, в которых каждый мог полагаться на верность и помощь другого. Тем самым они как бы выпадали из рамок «современности», из рамок их времени. Отсюда их название: «фарисеи», то есть «отделенные», «неприспособленцы».

Они считали, что заповеди Божии нельзя приносить в жертву постоянно меняющимся временам, к ним следует серьезно относиться в любое время. По этой причине для них столь важным было изучение закона. По этой причине среди них пользовались особым уважением книжники, то есть ученые знатоки закона Моисея, ибо Тора, Закон, был для них основой всей жизни.

Насколько уважаемы были фарисеи в иудейском народе, читаем мы у историка Иосифа Флавия. Он пишет в своих «Иудейских древностях»:

«Фарисеи ведут строгий образ жизни и отказываются от всяких удовольст­вий... Они отличаются своим почтительным отношением к людям преста­релым и отнюдь не осмеливаются противоречить их предначертаниям... Фарисеи верят в бессмертие души и что за гробом людей ожидает суд и награда за добродетель или возмездие за преступность при жизни... Благодаря этому они имеют чрезвычайное влияние на народ,.. так как все были убеждены, что фарисеи на деле и на словах стремятся лишь к наиболее высокому» («Древн.», 18, 1, 3).

Так что мы были бы несправедливы, если бы утверждали, что книжники и фарисеи соблазнялись общением Иисуса с мытарями и грешниками исключительно из их высокомерного самомнения о собственной праведности. Нет, для них существовали основания считать общество, окружавшее Иисуса, очень и очень сомнительным. Они искренне удивлялись: Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Ими руководила такая установка: Всякое нарушение закона, всякий проступок имеет свои следствия. Например, всякая ложь (даже в шутку сказанная) умаляет готовность людей доверять своим ближним. Об этом ведь говорит Книга Притч:

«Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть, так – человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: “я только пошутил”» (Притч.26:18–19).

То же со всяким необдуманным обидным словом, даже если после этого говорится: «да я не хотел тебя обидеть». Иначе говоря, всякое прегрешение умаляет шалом, то есть благо мира. Всякий грешник разрушает благое творение Божие, и становится противником Божиим.

По этой причине израильтяне, ищущие праведности, были убеждены, что с грешниками просто нельзя сидеть за одним столом – по меньшей мере, пока они не покаялись. В ином случае можно было бы подумать, что у них какие-то общие дела с грешниками, или что они готовы терпеть их греховное поведение.

К лицам, которые поступали против блага своих ближних и таким образом разрушали единство народа, относились мытари, которые, как правило, действительно воровали, то есть собирали пошлины в свой карман. Дело в том, что они не относились к имперским служащим. Они собирали таможенные пошлины на границе земель. Местный владыка, скажем, Ирод Антипа, за деньги сдавал им таможню в аренду, на откуп. Поскольку сумма пошлины четко не устанавливалась, жадные откупщики имели возможность обогащаться. Они были в глазах общественности воры и грешники. К тому же им на границе приходилось постоянно иметь дело с язычниками, людьми нечистыми. И это вызывало у иудеев презрение и отвращение.

Одним из таких грешников был Левий, сын Алфея, из Капернаума. Капернаум, городок на севере Геннисаретского озера, был на границе областей двух Иродов: Филиппа и Антипы. Здесь Иисус Христос обрел Свою новую родину. Капернаум был «Его город», как нам о том говорит Евангелие от Матфея (Мф.9:1). Когда Иисус увидел Левия, Он призвал его следовать за Ним. И не напрасно. Тот беспрекословно последовал за Христом. Конечно, прежде чем Левий все оставил, он вместе со своими коллегами и друзьями устроил угощение для Иисуса и Его учеников. Но это возмутило книжников и фарисеев. С их точки зрения Он подавал дурной пример. Разве Он, уважаемый в народе учитель и чудотворец, не вводит в соблазн и создает опасное смущение? Разве Он не вводит в заблуждение и не приводит в замешательство людей, которые трудятся над послушанием заповедям Божиим? Сидеть за пиршественным столом с мытарями и грешниками – это позор!

Ответ Иисуса замечателен. Он утверждает (Мк.2:17), что грешники – не просто нарушители закона или погибшие существа, но больные и нуждаются в исце­лении. Поэтому Он сознает себя посланным к их столу, а не к тем, кто достаточно силен (Здесь следует сказать, что в оригинале Мк.2:17 звучит так: «не сильные (ἰσχύοντες) имеют нужду во враче, но которым худо (больные)». ), чтобы соблюдать заповеди Божии. И это важнее спокойствия тех, чья жизнь в порядке.

Этот рассказ – болезненный и для христиан. Церковь, как фарисеи в свое время, защищает некие нормы. Это накладывает ограничение на общение с людьми посторонними, чуждыми христианскому образу жизни. Такое общение действительно может быть опасным в разных отношениях. Но отгороженность от чуждого окружения неизбежно превращает церковь в некую субкультуру. Она оказывается в изоляции, как гетто. Надо искать золотую середину между двумя крайностями. (Вот ссылка )

Изображение пользователя admin

Читаем:

Учение Иисуса - моральный элитаризм, оно для тех, кто может вместить, кто может осмелиться, для сильных, хотя и все приглашены. И здесь не может быть компромисса. Позднее историческое христианство смягчила этот ригоризм Христа и сделала из христианства комфортную религию, которая позволяет грешить, если после этого каяться. Но это лицемерие, против которого постоянно выступает Христос:

Тут есть две существенных проблемы:
1) элитаризм нравственно оправдан только для тех, кто избран, кто входит в круг "элиты". Но как быть в отношении внешних (по поводу внешних в Евангелии читайте здесь)? Здесь возможно (и мы это видим также в истории) два варианта реализации элитаризма:
- рабство или фашизм, когда в отношении внешних позволено делать все, что угодно, плоть до того, что эти внешние не признаются людьми;
- семья, родовой клан или братство, как оно понимается, например, в христианстве.
Иначе говоря, элитаризм может быть по отношению к внешним и злым, и добрым.
2) Ницше тоже развивал теорию элитаризма, он считал Иисуса Христа - представителем аристократических ценностей. Проблема, перед которой встал Ницше состоит в следующем. Если люди не равны, одни являются сильными, а другие - слабыми, то это невозможно изменить никакими способами. Ведь слабость и сила - это не проявление некоего индифферентного субъекта, который может стать слабым или сильным, в зависимости от своей воли. Слабость или сила - это и есть сам субъект. Сила не может не проявлять себя как сила, а слабость не может не проявлять себя как слабость:

Но вернёмся назад: проблема другого источника "добра", добра, как его измыслил себе человек ressentiment, требует подведения итогов. - Что ягнята питают злобу к крупным хищным птицам, это не кажется странным; но отсюда вовсе не следует ставить в упрёк крупным хищным птицам, что они хватают маленьких ягнят. И если ягнята говорят между собой: "Эти хищные птицы злы; и тот, кто меньше всего является хищной птицей, кто, напротив, является их противоположностью, ягнёнком, - разве не должен он быть добрым?" - то на такое воздвижение идеала нечего и возразить, разве что сами хищные птицы взглянут на это слегка насмешливым взором и скажут себе, быть может: "Мы вовсе не питаем злобы к ним, этим добрым ягнятам, мы их любим даже: что может быть вкуснее нежного ягнёнка". - Требовать от силы, чтобы она не проявляла себя как сила, чтобы она не была желанием возобладания, желанием усмирения, желанием господства, жаждою врагов, сопротивлений и триумфов, столь же бессмысленно, как требовать от слабости, чтобы она проявляла себя как сила. Некий квантум силы является таким же квантумом порыва, воли, действования – более того, он и есть не что иное, как само это побуждение, желание, действование, и лишь вследствие языкового обольщения (и окаменевших в нем коренных заблуждений разума), которое по недоразумению понимает всякое действование как нечто обусловленное действующим, “субъектом”, может это представляться иначе. Совершенно так же, как народ отделяет молнию от ее сверкания и принимает последнее за акцию, за действие некоего субъекта, именуемого молнией, так же и народная мораль отделяет силу от проявлений силы, как если бы за сильным наличествовал некий индифферентный субстрат, который был бы волен проявлять либо не проявлять силу. Но такого субстрата нет; не существует никакого “бытия”, скрытого за поступком, действованием, становлением; “деятель” просто присочинен к действию – действие есть все. По сути, народ удваивает действие, вынуждая молнию сверкать: это – действие-действие; одно и то же свершение он полагает один раз как причину и затем еще один раз как ее действие. Естествоиспытатели поступают не лучше, когда они говорят: “сила двигает, сила причиняет” и тому подобное, - вся наша наука, несмотря на ее расчетливость, ее свободу от аффекта, оказывается еще обольщенной языком и не избавилась от подсунутых ей ублюдков, “субъектов” (таким ублюдком является, к примеру, атом, равным образом кантовская “вещь в себе”); что же удивительного в том, если вытесненные, скрыто тлеющие аффекты мести и ненависти используют для себя эту веру и не поддерживают, в сущности, ни одной веры с большим рвением, чем веру в то, что сильный волен быть слабым, а хищная птица – ягненком; ведь тем самым они занимают себе право вменять в вину хищной птице то, что она – хищная птица… Когда угнетенные, растоптанные, подвергшиеся насилию увещевают себя из мстительной хитрости бессилия: “будем иными, чем злые, именно, добрыми! А добр всякий, кто не совершает насилия, кто не оскорбляет никого, кто не нападает, кто не воздает злом за зло, кто препоручает месть Богу, кто подобно нам держится в тени, кто уклоняется от всего злого, и вообще немногого требует от жизни, подобно нам, терпеливым, смиренным, праведным”, - то холодному и непредубежденному слуху это звучит, по сути, не иначе как: “мы слабые, слабы, и нечего тут; хорошо, если мы не делаем ничего такого, для чего мы недостаточно сильны”; но эта въедливая констатация, эта смышленность самого низшего ранга, присущая даже насекомым (которые в случае большой опасности прикидываются дохлыми, чтобы избежать “слишком многих” действий), вырядилась, благодаря указанной фабрикации фальшивых монет и самоодурачиванию бессилия, в роскошь самоотверженной, умолкшей, выжидающей добродетели, точно слабость самого слабого – т.е. сама его сущность, его деятельность, вся его единственная неизбежная, нераздельная действительность – представляла бы собою некую добровольную повинность, нечто поволенное, предпочтенное, некое деяние, некую заслугу. Этот сорт людей из инстинкта самосохранения, самоутверждения нуждается в вере в индифферентного факультативного “субъекта”, в котором по обыкновению освящается всякая ложь. Субъект (или, говоря популярнее, душа), должно быть, оттого и был доселе лучшим догматом веры на земле, что он давал большинству смертных, слабым и угнетенным всякого рода, возможность утонченного самообмана – толковать саму слабость как свободу, а превратности ее существования – как заслугу. (Ницше. "К Генеологии морали", 1,13) (ссылка)

Но если Ницше прав, то проповедь к слабым стать сильными заранее обречена на провал. Распространяется ли наша свобода на выбор быть сильным в моральном смысле? Или наш удел - фатализм - те, кого Бог предназначил быть праведными и сильными будут ими, а те, кто слабы и немощны так и останутся ими. Следы этого фатализма мы находим также и в посланиях Павла:

А мы знаем, что любящим Бога, призванным по предустановлению, Он во всём содействует ко благу,
потому что кого Он предузнал, тех и предопределил быть подобными образу Сына Своего, чтобы быть Ему первородным между многими братьями,
а кого предопределил, тех и призвал; и кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. (Рим 8:28-30)

Или вот еще о благодати, которая даруется только избранным как фатализм:

Итак я говорю: неужели Бог отверг народ Свой? Отнюдь нет. Ибо и я Израильтянин от семени Авраамова, колена Вениаминова.
Не отверг Бог народа Своего, который Он предузнал. Или вы не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? Как он обвиняет Израиля пред Богом:
Господи, пророков Твоих они убили, жертвенники Твои разрушили, и я остался один и ищут душу мою.
Но что говорит ему Божий ответ? Я соблюл Себе семь тысяч мужей, которые не преклонили колена перед Ваалом.
Так же точно в нынешнее время есть, по избранию благодати, остаток.
Если же благодатию, то уже не по делам, потому что иначе благодать уже перестает быть благодатью.
Что же? Чего ищет Израиль, того он не достиг. Избранные же достигли, а прочие были ожесточены,
как написано: Дал им Бог дух нечувствия, глаза, чтобы не видеть, и уши, чтобы не слышать до сегодняшнего дня. (Рим 11:1-8)

Если мы серьезно подступаем к христианству, мимо этой проблемы, поставленной Ницше не пройти.

Изображение пользователя valentin

Ну во первых, всё же надо прощать человека если он ПОКАЯЛСЯ (т.е. действительно осознал что был не прав и не желает так больше поступать), другое дело если он не справился и опять согрешил (например гнев и несдержанность свойственная одному моему знакомому), тогда он если опять покается ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, надо его прощать и так до седмижды семидесяти раз,т.е.пока он не победит свой гнев)). Т.е. есть смысл прощать человеку грех, пока он борется с ним.
Ницше не понимает,что совершенство беспредельно и если человек встал на этот путь (покаялся),то он уже сильный независимо сколько он прошел,он сильный пока идет этим путем. Нет никакого здесь аристократизма, грешник покаявшись становиться сильным.Отчего одни люди каяться ,а другие нет? Злобные и жестокие люди каяться когда их усмирят. Т.е. сначала закон, наказание,а потом сняв человека с крючка зла можно ждать от него плодов совершенства,в этом всё воспитание.
Ницше же хочет лишь узаконить право одних людей есть других, но уверяю тебя Булат любого сверхчеловека можно усмирить))) (нужна лишь нужная "плеть") и сделать овцой и наоборот из любой овцы можно сделать хищного волка , стоит лишь дать ей аристократизм,т.е. нужную "плеть".
Нельзя сделать волком только совершенствующегося в добре и любви, это и есть если на то пошло подлинный аристократизм.И Христос потому и умер на кресте,что был совершенным в добре и любви,а мог бы стать аристократом по булату и ницше, но тогда это был бы ещё один людоед,коим и так нет числа. Ницше очень злой и ты Булат очень злой,это вас и роднит. А Бог добр)))!!!

Изображение пользователя bulat

1. Ты, Валя, чувствительная душа и видимо поэтому тебе не место в познании.
Тебе нельзя показывать путь познания, а надо сразу давать все выводы, и по возможности надо чтобы эти выводы были сентиментально добрыми. Я тебе об этом уже писал. Когда я имею в виду сентиментальность, я не оцениваю, а констатирую факт. Что такое сентименты - это наши чувства. Ты все пытаешься измерить собственными чувствами. Вот не нравится тебе что-то, ты не пытаешься понять, а просто не принимаешь и все.
2. Бог - добр. Но почему-то он создав человека допустил существования в мире зла. Ради соблюдения нашей свободы, Бог не вмешивается в дела людей и позволяет злу, человеческому страданию существовать. Но тем не менее Бог добр!
Точно также добры я и Ницще (раз уж ты поставил нас на один уровень). Мы уважаем свободу другого человека и ради этой свободы готовы допустить зло со стороны этого другого в точности подражая в этом отношении Богу.
3. Возможно, это трудно понять, но сентиментальная любовь никогда ничего не может сделать. Она в принципе бездеятельна и бессмысленна. Такой любовью любят друг друга все животные и это естественно. Такая любовь не является христианкой, это обычная житейская любовь. Есть более высокое понимание любви. Ведь человек выше животного и должен также думать, размышлять. У человека любовь - не только чувство, но и понятие, идея. И это понятие - не простое. Любовь (как понятие) предполагает как свое основание справедливость, то есть такое отношение к людям, при котором ты относишься к другому также как к себе. Предполагается, что мерилом любви является любовь к себе, поскольку каждый из нас по необходимости себя любит. Но отсюда также следует и суровый вывод:
Если я к себе отношусь требовательно и моя любовь к себе требовательна - не допускает компромиссов, то почему же в любви к другому я должен давать поблажки? Если я к себе требователен, то по справедливости имею право и к другому относиться требовательно, так же жестко как к себе. Я имею право! Но это не значит, что буду так относиться. Вот тут-то и появляется понятие любовь - это такое отношение, при котором я готов поступиться справедливостью в отношении себя, готов жертвовать справедливостью со своей стороны. Но это состояние любви есть только результат предшествующего состояние справедливости. Любовь (в смысле своего понятия) вырастает как осознание, что тебе ничего не надо для себя и ты готов отдавать другим не требуя взамен ни благодарности, ни справедливого отношения. Именно это и есть христианская любовь.
4. Прощать другого до 77 раз - это требование к совершенным, а не ко всем. Ко всем же обращено требование прощать 3 раза:

Если же согрешит брат твой, иди, обличи его с глазу на глаз. Если он тебя послушает, приобрел ты брата твоего.
Если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, чтобы устами двух свидетелей или трех подтвердилось каждое слово.
Если же их не послушается, скажи церкви: а если не послушается и церкви, да будет тебе он, как язычник и мытарь. (Мф 18:15-17)

Изображение пользователя valentin

Бог попускает злу, ради свободного и осознанного прихода человека к добру и Богу, но вместе с тем, Он так устроил этот мир, что всё что несёт зло перестаёт быть, зло есть искажение добра, намеренное принесение вреда. Мир стремиться к покою (по замыслу Творца), зло и добро нарушают покой, Дух пронизывает мир и несёт жизнь, добро,благо. Злобные ницши (дьявол и бесы)) ), как обезьяна Бога, тоже нарушают покой, но несут смерть,зло и никакого антиблага нет)), потому вы Булат вместе с ницше, только коверкаете и искажаете этот мир и замысел Творца. Ницше пытается оправдать зло, сделать его равным добру, приравнять смерть к жизни, но у него ничего нет, он не творит ничего самого посебе. Бог творит всё, и можно только присоединиться к этому, потому что все мы твари,а Он Творец. Вы с ницше уважаете свободу делать зло, как некую самоценность, а никакой ценности тут нет, т.к. зло несущее, вам нужна эта свобода делать зло и вы ищите оправдание себе, а его нет, т.к. Бог благ, Он Сущий. Вы несёте смерть,небытие себе и тем овцам которых увлечёте ссобой, не потому что Бог вас накажет, а потому что Он так устроил мир.И потому Бог добр,а вы злы. Бог попускает вам существовать, как издержкам жизни,отходам жизнедеятельности, а цель добро.

Изображение пользователя bulat

1. Здесь есть некое недопонимание с твоей стороны. Рассуди сам. Вот я пишу:

2. Бог - добр. Но почему-то он создав человека допустил существования в мире зла. Ради соблюдения нашей свободы, Бог не вмешивается в дела людей и позволяет злу, человеческому страданию существовать. Но тем не менее Бог добр!
Точно также добры я и Ницще (раз уж ты поставил нас на один уровень). Мы уважаем свободу другого человека и ради этой свободы готовы допустить зло со стороны этого другого в точности подражая в этом отношении Богу.

Иначе говоря, моя мысль состоит в том, что я и Ницше не хотим, также как и Бог нарушать свободу другого, в соответствии с тем, что пишешь ты:

Бог попускает злу, ради свободного и осознанного прихода человека к добру и Богу

Точно также я и Ницше на стороне Бога, мы делаем так же как и он, мы не хотим ограничивать чужую свободу. Почему? Потому что мы верим в Бога, верим в то, что его План, при котором свобода допускается и не ограничивается ведет в конце концов к Добру. Или можно сказать, как пишешь ты, мы верим, что Бог

так устроил этот мир, что всё что несёт зло перестаёт быть...

Именно поэтому доверяя Богу мы не хотим ограничивать чужую свободу, вмешиваться в волю Бога, который эту свободу допустил.
Но как понимаешь это утверждение ты? Ты пишешь:

Злобные ницши (дьявол и бесы)) ), как обезьяна Бога, тоже нарушают покой, но несут смерть,зло и никакого антиблага нет)), потому вы Булат вместе с ницше, только коверкаете и искажаете этот мир и замысел Творца.

Откуда такие выводы? О чем ты говоришь? Неужели по твоему "допускать свободу"="совершать зло"? Ведь и Бог допускает свободу людей, но это не значит, что он совершает зло. И мы точно также допускаем свободу людей, подражая Богу.
2. Твои эмоциональные обвинения:

Ницше пытается оправдать зло, сделать его равным добру...

Вы с ницше уважаете свободу делать зло, как некую самоценность...

Вы несёте смерть,небытие себе и тем овцам которых увлечёте с собой...

потому Бог добр,а вы злы

Бог попускает вам существовать, как издержкам жизни,отходам жизнедеятельности

есть лишь желание заклеймить и отстраниться, как это делают в политике. На такие выпады глупо отвечать. Могу сказать только одно, мы с тобой общались целых три года! Но из твоих слов явствует, что мы как будто вообще не общались. Очень жаль.
3. Если же говорить по существу, без эмоциональных выпадов, почти не надеясь найти с твоей стороны понимания, то можно сказать следующее.
Зло есть намерение причинить вред. Зло по своей природе формально, поскольку даже если злая воля приносит случайно пользу, то тем не менее зло остается злом как намерение. Я не хочу совершать зло и не призываю к этому других. В этом состоит минимальный уровень праведности - не совершать зла. Но это еще не добро.
Добро - это намерение принести другому пользу. Это трудно сделать, поскольку добро не может быть формальным. Ведь если в результате моей доброй воли, желания принести пользу в результате оказывается - вред другому, то получается, что мое намерение, добро не состоялось. Почему? Потому что, в отличии от зла, добро требует для своего осуществления хорошего знания того человека, кому собираешь принести пользу, знания конкретики - того, что именно для него - конкретного человека - является пользой. Такую ситуацию, когда мы стремимся принести пользу другому, ему помочь, но не абстрактно, а войдя в положение этого другого, интересуясь его насущными нуждами и называют "любовью к ближнему". Но и это еще не предел, поскольку любовь к ближнему имеет элемент выгодности: я делаю ближнему добро, чтобы он мне сделал добро. Здесь есть обмен, экономика: я делаю, чтобы ты мне сделал. Эта любовь еще не совершенна. Так любят друг друга не только люди, но и животные. Это естественный закон природы. Это обычная любовь, она доступна всем и мы каждый день этой любовь-обменом пользуемся, даже не замечая этого, потому что к такой любви мы привыкли. Как показывает практика - делать добро людям выгодно, потому что можешь надеяться от них также получить добро. Это естественный уровень любви.
Расшифруем это на примере заповеди Моисея. Так заповедь говорит: "Возлюби ближнего как самого себя". Здесь важна не только обращенность к другому, но и к себе. Ведь если ты не любишь себя, вряд ли ты сможешь научиться любить другого. Заповедь "возлюби ближнего как самого себя" - это заповедь справедливости. Любишь себя - люби и другого, ведь он такой же как ты, твой брат. Любишь другого - но не забывай и о себе, ведь действовать в ущерб себе - означает не уважать другого, поскольку другой также любит тебя и не хочет, чтобы ты страдал. Иначе говоря, заповедь "возлюби ближнего своего как самого себя" есть заповедь взаимности, обмена добром, заповедь человеческого общежития. Как правило все люди следуют этой заповеди инстинктивно, потому что понимают ее справедливость: если сам любишь - получаешь в ответ любовь, если сам делаешь добро, можешь ожидать добро в ответ.
Более того, совершать зло - невыгодно, потому что тогда и в отношении тебя справедливо будет совершить зло. Именно поэтому в мире так мало зла. Зло - просто не выгодно делать и все люди интуитивно это понимают. Как правило, люди совершают не зло, а неосознанный вред, вред по неведению, а не по намерению (по злой воле).
Иисус же предложил высшую степень проявления любви - всегда только отдавать (делать другим пользу) и не ждать и не требовать ничего взамен, обратно:

Вы слышали, что было сказано: «Око за око, и зуб за зуб».
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую;
и желающему с тобою судиться и взять рубашку твою, оставь ему и верхнюю одежду.
И кто принудит тебя идти с ним тысячу шагов, иди с ним две.
Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отворачивайся.
Вы слышали, что было сказано: «Возлюби ближнего твоего и возненавидь врага твоего».
А Я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас,
чтобы стать вам сынами Отца вашего. Который на небесах, потому что солнце Свое Он возводит над злыми и добрыми и изливает дождь на праведных и неправедных.
Ибо, если возлюбите любящих вас, какая вам награда? Не то же ли самое делают и мытари?
И если приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не то же ли самое делают и язычники?
Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Мф 5:38-48)

Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, делайте добро ненавидящим вас,
благословляйте проклинающих вас и молитесь за оскорбляющих вас.
Ударяющему тебя в щеку подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не откажи и в рубашке.
Всякому просящему у тебя давай и от отнимающего твое не требуй обратно.
И как хотите, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними.
И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ведь и грешники любящих их любят,
Ибо если вы делаете добро делающим вам добро, какая вам благодарность? Ибо и грешники то же самое делают.
И если взаймы даете тем, от кого надеетесь получить, какая вам благодарность? И грешники грешникам дают взаймы, чтобы получить обратно столько же.
Но вы любите врагов ваших и делайте добро и взаймы давайте, ничего не ожидая обратно; и будет награда ваша велика, и будете сынами Всевышнего, потому что Он благ к неблагодарным и злым.
Будьте милосердны, как Отец ваш милосерден. (Лк 6:27-36)

Высшее проявление любви - возлюбить всех людей, даже своих врагов - неестественно и не доступно всем, потому что поступать так - все отдавать людям и даже любить врагов, означает на деле приносить себе лично вред, действовать в ущерб самому себе, жертвовать собой. Но такая жертва должна быть осмысленна. Ведь дело не в том, чтобы растратить себя и бросить под ноги людям. Люди - несовершенны, они не поймут твой жертвы и в лучшем случае посмеются над тобой как над безумцем, а в худшем - просто попользуются тобой и выкинут вон. Такая жертвенность осмысленна только в Высших интересах - ради Бога! Чтобы прославить Бога как Отца Небесного, совершенные - сыны Бога - идут дальше естественной праведности, подражая Совершенству Отца, который светит всем как Солнце. Если не ради Бога, то такая жертвенность - просто глупость и более того, нарушение справедливости - ведь жертвуя собой ради другого, я делаю этого другого несчастным, ведь он также любит меня и не хочет моих страданий. Здесь проявляется некоторая жесткость, но эта жесткость не меня, и не Ницше, а Бога. Если мы ставим Бога на первое место и создаем Общину Бога, то все остальное становится второстепенным - богатство, друзья, блага, родственники, другие люди. Это не значит, что их надо уничтожать. Ведь любовь к Богу не означает уничжение всего остального. Скорее, нельзя любить Бога и все остальное одинаково.
Жертвенная любовь осмысленна только внутри общины, где все - братья и готовы жертвовать собой друг за друга. Такая Община есть осуществления любви к Богу, есть Царство Бога. Если такая община существует, тогда возникает следующая иерархия ценностей, благодаря которой ты действуешь по отношению к другим людям:
- на первом месте любовь между братьями, совершенная, жертвенная любовь - довериться Богу и другому человеку вплоть до смерти;
- на втором месте - любовь к ближним, родственникам, стоящим вне общины. Это любовь обычная, естественная любовь;
- на третьем месте - любовь к остальным людям (в том числе и к врагам): не совершать зла и стараться делать добро по возможности. Нельзя врагов любить также как братьев, и даже как ближних.
Обычный человек любит только ближних, родственников, тех, которые ему приносят пользу - и это естественно. Совершенный человек любит всех, но - по разному. Вот и все, что я говорил и хотел сказать о добре и зле.
4. Теперь о нашем камне преткновения. Если община братьев по духа ставится на высший уровень - выше всех внешних: будь то родственники, или ближние, или враги, то это и означает, что ради общины мы пренебрегаем в чем-то всем остальным. Именно из-за этого ты и взбеленился. Это не фашизм, потому что фашизм - это община со знаком минус, когда все внешние или вообще уничтожаются, или просто пренебрегаются.
Община со знаком плюс - это когда произведено различение между братьями и всеми остальными, но ради Бога, ради добра. Ради Бога жертвуют в чем-то остальным - богатством, своеволием, может быть родственными связями, если они мешают и т.д. Ведь в общине братья должны стать равными, сыновьями Бога, и все вместе - ради любви к Богу. Ведь, кажется, это просто, но ты все не хочешь этого понять. Если такого различия не сделать никакая община невозможна. Ведь для того, люди и собираются в общину, чтобы в общине жить иначе, чем так, как каждый жил в отдельности. Если же ничего не меняется в отношении внешних у людей собравшихся в общину, то и общины - нет, все остается как было раньше, только люди иногда сходятся вместе - вот и все.

Никто не может служить двум господам: или одного возненавидит, а другого возлюбит; или к одному привяжется, а другим пренебрежет. Не можете Богу служить и богатству.
(Мф 6:24)

Эта истина верна не только в отношении богатства, но и всякой другой привязанности, например, семейной:

Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
а женившийся заботится о мирском, как угодить жене;
и он разделён. И женщина незамужняя и дева заботится о Господнем, чтобы быть святой и телом и духом; а вышедшая замуж заботится о мирском, как угодить мужу.
(1Кор 7:32-34)

Как мне кажется, твоя паника состоит в том, что ты все бросаешь в одну кучу - и любовь житейскую, естественную (любить другого, чтобы он любил меня), и любовь совершенную; для тебя нет различия между братьями в Общине Духа и сродниками, или вообще остальными людьми. А твои гневные всплескивания руками - дескать, я хочу там кого-то уничтожить - это просто защитная реакция не за что не принимать эту истину - нежелание видеть правду.
Почему община невозможна? Потому что люди не хотят отказаться ради Бога от своих привязанностей и всячески за них цепляются. Дело не в том, что я пытаюсь оправдать зло (что неправда), а в том, что ты не хочешь видеть правды, хочешь все оставить как есть, ничего не хочешь менять в себе. Еще раз - дело не во мне, а дело в тебе. Разберись сначала в себе и уж потом предъявляй претензии ближнему:

Не судите, чтобы и вы не были судимы;
ибо, каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою отмерено будет вам.
Что ты смотришь на соринку в глазу брата твоего, а бревна в твоем глазу не замечаешь?
Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну соринку из глава твоего»; а у тебя бревно в глазу?
Лицемер, вынь сперва из глаза твоего бревно, и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата твоего. (Мф 7:1-5)

Изображение пользователя valentin

Что это значит, что ты относишься требовательно к себе?)) Намеренно допускаешь себе вред ради других людей? Намеренно приносишь себе пользу,как ты её понимаешь для себя?Или что ещё?

Изображение пользователя bulat

1. Заповедь звучит следующим образом:

И подойдя, один из книжников, услышав, как они спорят, зная, что Он хорошо ответил им, спросил: какая заповедь первая из всех?
И ответил Иисус: первая есть: «Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумом твоим, и всею крепостию твоею».
И вот вторая: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Нет другой заповеди большей этих.
(Мк 12:28-31)

Вторая заповедь гласит, что мы следует возлюбить ближнего как самого себя! Это означает, что я сам для себя являюсь мерилом любви, ведь себя я люблю, как и любой человек любит себя (совершает в отношении себя добро=намеренно приносит себе пользу).
Если из любви к себе, я отношусь к себе требовательно, значит мое требовательное отношение (моя любовь) распространяется и на других людей, согласно этой заповеди.
2. Намеренно допускать вред себе ради других людей - это уже выше приведенной заповеди, это уже уровень совершенства, его могут достигнуть не многие. Я, например, еще к этому не готов и не знаю людей, которые к этому готовы.
3. Делать добро = приносить намеренно пользу для другого человека. Любить другого значит делать ему добро. Для этого надо к другому человеку отнестись не формально, а сердечно, во всей конкретики его жизни. Об этом я уже писал. Мы люди, все умеем приносить другим людям добро - нас этому учат с самого рождения. Приносить добро людям - это естественный закон общежития, потому что это всем выгодно. Приносить зло - противоестественно, потому что всем невыгодно. Но зло случается, точно также как и глупость в этом мире равновесия.

Изображение пользователя valentin

Если кто кого любит, то и прощает пока любит. Брось ты эту арифметику 3 или 77, это не буквальность)).

Изображение пользователя bulat

А ты попробуй применить прощение на практике! Вот ты ополчился почем зря на меня, и как я понимаю, не хочешь меня простить. Хотя я перед тобой вроде как, ни в чем не виноват.
Ты даже не хочешь допустить, что наши сейчас разногласия могут быть плодом твоего недопонимания. Уже готов обвинять - дескать, я злой.
Хорошо. Я готов покаяться, прости меня, в чем согрешил перед тобой! Но не спеши судить, попробуй понять.

Изображение пользователя valentin

Всё нормально Булат. Обид нет. С\Х община бред, пожил в сельской местности, чтобы выжить только надо 20 человек минимум, техника, агроном, ветеринар, врач. И это только выживание... Так что мне кажется производство нетак экстремально)).

Изображение пользователя valentin

Если твоя требовательность к себе выражается в принесении себе намеренной пользы,как ты её понимаешь и если Бог уничтожает всё злое ( как ты признал ) и ты хочешь быть подобным Богу ( сыном Бога ), то, во первых большинство людей намеренно приносят пользу себе так как они её понимают и по твоей логике требовательны к себе)). Во вторых, по логике, следует принести пользу ближнему любя его и будучи подобным Богу, т.е. хотя бы попытаться снять его с крючка зла, ведь ты бы так поступил по отношению к себе? Т.е. бездействие есть соучастие в преступление, а Бог не бездействует, хотя бы потому что все мы умрём и зло в нас ограниченно)). Справедливось, равновесие, покой восторжествуют в любом случае, по замыслу Творца. Путей как добром останавливать зло много и тут нужна мудрость ,искуство, мужество. Но мы люди (невсемогущи) и невсегда можем победить зло добром, видимо в этот момент праведники гибнут... Но и зло невсемогуще и его можно, часто, остановить добром. А когда много добра и света (глассности например) зло прячется, маскируется, убегает туда где потемней, потому община праведников может остановить очень много зла, может даже изменить мир.