Закон и Добро

1. Сущностью любой этики (системы нравственности, нравственного Закона) является простое требование: "Не совершай зла и делай добро!" Но в такой абстрактной формулировке это требование есть не что иное, как иная формулировка того, что понимается под "добром" и "злом". В зависимости от того, как определяется "добро" и "зло", совершенствуется и система нравственности, основанное на их определениях.
2. Определения.
Добро есть намеренность свободной воли принести пользу другому.
Зло есть намеренность свободной воли принести вред другому.
3. Разбор определений:
1) добро и зло могут причинять друг другу только свободные существа.
2) Нельзя причинить добро или зло неодушевленному предмету.
3) Если воля свободного существа связана (например, внешним насилием), то действия такого существа в ситуации внешнего давления нельзя рассматривать как намеренность.
4) Собственно, добрым или злым может быть только намерение, само действие имеет характеристику только пользы или вреда. Это существенный момент. Ведь намереваясь принести пользу, на деле я могу причинить вред, и наоборот, стремясь навредить, я могу принести пользу.
5) Добро и зло - это характеристики действия воли, польза и вред - это характеристики результата применения нашей воли в реальном мире.
6) Как следует из определения, добро и зло как намеренность воли не покидает пределов нашего сознания и всегда остается в нем. Вовне мы выбрасывает только результат - пользу или вред для другого. Мы привыкли к некритическому словоупотреблению, при котором результат нашей намеренности - внешнюю пользу и вред называть самим добром и злом. Но это существенная ошибка (см. следующий пункт).
7) Не является добром и злом случайная польза и случайный вред. Например, не является злом стихийные бедствия природы. Это только вред. Не является добром удачное стечение обстоятельств. Это только польза.
3. Теперь в свете указанных определений можно сформулировать сущность всякой этики более точно: "Не причиняй намеренного вреда ближнему своему, но стремись принести ему пользу!"
4. Но отношение зла и добра в этике - несимметрично. Требование не совершать зла есть по сути требования всякого общежития: я не совершаю зла в отношении другого, чтобы и другой не совершил в отношении меня зла. По сути всякий Закон формулирует принципы "не соверши зла" и только как дополнение и уточнение - другие принципы. Например, Моисеев Закон есть совокупность принципов "не соверши зла", к которым добавлены также принцип почитания Бога и принцип почитания родителей.
5. Вводить в качестве принципов Закона принципы добра этика не спешит. Здесь действует принцип возрастания уровня нравственности. Прежде, чем требовать от человека совершения добра следует сначала покончить со злом. Ведь несовершение зла есть в отрицательном смысле уже начало добра. Тот, кто не совершает зла называется во всех системах этики праведником. Праведник праведен тем, что не совершает зла, но делает ли он добро? Это не обязательно.
6. Но в чем заслуга праведника? Дело в том, что наш мир есть мир равновесия стихий, сил действия и противодействия. Это равновесие динамично. Оно достигается и в материальном мире и в мире социальном. В социальном мире этим равновесием является справедливость. Таким образом, справедливость - это естественный закон природы, нарушение справедливости (= нарушение равновесия в социальной жизни) рано или поздно достигается, если не противодействием, то смертью нарушителя справедливости.
Закон справедливости можно сформулировать в принципе: соразмерное воздаяние за причинённый вред, или более просто: "око за око, зуб за зуб".
Живя естественной жизнью, вся наша нравственность не поднимается выше уровня справедливости. Ведь на причиненный нам вред, мы можем мстить вдвое или втрое, но мы не делаем этого, чтобы восстанавливая справедливость (равновесие) не нарушить его в другую сторону несоразмерной местью.
7. Праведник - это человек, который отказался от справедливости ради соблюдения заповедей "не соверши зла". Именно в этом и состоит заслуга праведника. Это более высокий уровень нравственности. Это сделать не просто. Праведник поднялся над равновесием и сделал первые шаги к добру. Но это добро еще отрицательно. Это пассивное, абстрактное добро, а не реальное. Ведь если с ним не совершается зло, то праведник ничего не делает и остается как есть стоять на своем месте. Деятельность праведника разворачивается только тогда, когда к нему подступает зло. Именно зло делает праведника праведником, а не добро.
7. Следующим уровнем нравственности, является праведник, который не просто статически не совершает зла, но начал делать совершать позитивное добро. В Евангелии такие праведники названы "совершенными":

Вы слышали, что было сказано: «Возлюби ближнего твоего и возненавидь врага твоего».
А Я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас,
чтобы стать вам сынами Отца вашего. Который на небесах, потому что солнце Свое Он возводит над злыми и добрыми и изливает дождь на праведных и неправедных.
Ибо, если возлюбите любящих вас, какая вам награда? Не то же ли самое делают и мытари?
И если приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не то же ли самое делают и язычники?
Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
(Мф 5:43-48)

И вот, некто подошел к Нему и сказал: Учитель, что мне сделать благого, чтобы получить жизнь вечную?
Он же сказал ему: что ты Меня спрашиваешь о благом? Есть один только Благой. Если же хочешь войти в жизнь, соблюдай заповеди.
Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: вот какие: «Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй,
почитай отца и мать; и возлюби ближнего твоего как самого себя».
Говорит Ему юноша: это всё я сохранил; чего еще недостает мне?
Сказал ему Иисус: если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и отдай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
(Мф 19:16-21)

8. Совершенный не просто пассивно выполняет требование "не соверши зла", но активно действует, совершая добро. Сама по себе праведность бессмысленна, если она не имеет в виду деятельное добро - совершенные это понимают и действуют.
9. Но здесь возникает одна проблема. Дело в том, что добро есть только намерение свободной воли принести пользу другому. В силу многих обстоятельств наша намерение может не осуществиться и в результате, вместо пользы, мы можем или вообще ничего не принести, или даже совершить вред. Получается, для совершения добра одних намерений недостаточно.
Еще раз с другой стороны. Праведнику, чтобы не совершить зло, достаточно одного намерения не совершать зло, чтобы удержаться в своем намерении. Ведь результат намерения несущественен, если наше намерение состоит в том, чтобы не совершать зло. Но не так обстоит с добром. Если наше намерение совершить добро, мы должны также позаботиться об том, чтобы это намерение стало реальной пользой по отношению к другому. Это означает, что осуществление добра требует конкретности действия и конкретности условий его возможности.
10. Здесь возникает следующая коллизия Закона. Закон как абстрактное установление останавливает зло на абстрактных подступах в форме заповедей "не соверши зла". Как абстрактное установление Закон и о добре дает только абстрактную формулировку: "совершай добро!" Но в отличии от зла, этой абстрактной формулировки недостаточно, поскольку добро - конкретно, т.е. требует не только намерения, но и его осуществления. Эта конкретность добра на языке Евангелия называется "любовью к ближнему". Действительно, чтобы принести конкретную пользу для конкретного человека мы должны войти во все обстоятельства его жизни. Ведь абстрактная помощь - например, дать денег на еду и одежду, может причинить конкретное зло - на полученные деньги человек купил себе выпить. Добро должно делаться с любовью к человеку. Это означает мы должны понять и войти в положение человека и совершить в отношение его то конкретное действие, которое принесет ему пользу.

Комментарии

Изображение пользователя valentin

Вот можешь, когда захочешь)). Шутка. Молодец, хорошо написал.