Еще раз о Царствии Небесном

1. Совершенствование человечества в целом и каждого человека в отдельности в сфере нравственности проходит два этапа:
- этап праведности (ветхий человек, Ветхий Завет, Закон, десять заповедей):
- этап совершенства (новый человек, Новый Завет, заповедь любви).
2. Различие этих двух этапов существенно и проходит по линии различения несвободы и свободы человека.
В Ветхом Завете, ветхий человек чувствовал себя рабом Божьим и понимал Бога как Высшего Царя, Высшего Судью и господина. Именно поэтому отношение человека и Бога в Ветхом Завете выстроены как отношения:
- или раба и Господина (раб подчиняется господину под страхом наказания);
- или наемника и Господина (наемник исполняет волю господина за награду).
Праведник - это человек, исполняющий волю божью. На этапе Ветхого завета, праведник - это человек, исполняющий заповеди Божьи - десять заповедей Моисея.
Но раб и наемник - несвободны, раб - несвободен телесно и духовно, наемник - несвободен духовно.
Другое дело - новый человек, к которому обращена проповедь Иисуса Христа. Новый человек - свободен и телесно, и духовно. Но как это возможно? Ведь пока мы грешим, мы рабы греха! Новый человек может быть свободным только в том случае, если он прошел предыдущие этапы - стал праведником в Ветхозаветном смысле - исполняет заповеди. Праведник - свободен от греха! Именно этим, свободным от греха, праведникам обращается Иисус. Тем, кто исполняет заповеди, кто исполнил Закон, тем Иисус Христос предлагает двигаться дальше. Но это "двигаться дальше" уже не обусловлено какими-либо заповедями или указаниями свыше. Став праведником, человек движется дальше свободно, выбирая себе поприще по желанию. Праведник может определить свою свободную волю сам. В этом и состоит план Бога - научить людей свободно определять себя. В этом творчестве свободного самоопределения мы уподобляемся Богу Творцу и постигаем его не только негативно (как это было в борьбе с грехом), но и позитивно. План Бога состоит в том, что приглашены к сотворчеству с Богом Новой Земли и Нового Неба. Сотворчеству свободному, не как рабы, как свободные личности. Только таким образом, мы становимся "образом и подобием Божьим" не только по происхождению, но и на деле.
3. Закон поставлен Богом как условие излечения нашего от греха. Бог не может вылечить нас от греха насильно, поскольку мы впали в грех по своей свободе, по своему волеизъявлению. Мы больны грехом. Закон и есть средство излечения. Исполнения закона - только средство излечения, а не самоцель. Ведь цель - Истина, Бог.
4. Что такое Закон? Десять заповедей - это нормы общежития. Если мы придерживаемся этих норм, то можем сосуществовать друг с другом, не мешая друг другу. Закон и нужен только для того, чтобы люди могли вместе жить в мире и согласии. Закон - это социальная норма, закон - только условие общежития. Если мы научаемся жить вместе, то есть мы можем двигаться дальше по пути совершенствования в Боге. Но если мы не исполняем Закон, не хотим жить друг с другом в мире и согласии, мы уже ничего больше не можем. Все наше время и усилия уходят на взаимные распри и взаимные претензии.
5. Именно поэтому так важно выделить в совершенствовании человека такой этап как праведность. Ибо праведность - есть условия общежития. Есть условия вхождения в жизнь вечную. Только те, кто научается здесь, на Земле жить вместе, могут быть допущены дальше - в вечную жизнь, в вечное совершенствование. Если бы в вечную жизнь пускали всех, то тогда и в вечной жизни была бы такая же вражда и распри как на Земле. Исполнение закона - это то, непременное условие, фильтр, который отделяет тех, кто идет дальше, от тех, кто остается на Земле.
6. Но излеченный от греха, праведник - уже освобожден от греха, он может двигаться дальше. Все праведники наследуют жизнь вечную. Но Иисус Христос предложил праведникам не "почивать на лаврах", а двигаться дальше в совершенствовании в Боге. Праведник как свободный от греха уже может начать осуществлять план Бога - созидать Новую Землю и Новое Небо - Царствие Божье.
7. В построении Царствия Божьего мы, люди, свободны. Как оно будет выглядеть зависит от нас! Здесь Бог нас ничем не ограничивает. Ведь праведники - это здоровые люди, исполняющие законы общежития. Бог может таким людям довериться как своим сыновьям. Бог поддержит любое начинание таких людей. В этом и есть упование Нового Завета - завета дружественных, партнерских отношений человека и Бога:

Это — заповедь Моя: да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
Больше той любви никто не имеет, как кто душу свою положит за друзей своих.
Вы друзья Мои, если делаете то, что Я заповедую вам.
Я уже не называю вас рабами, потому что раб не знает, что делает его господин; но вас Я назвал друзьями, потому что всё, что услышал от Отца Моего, Я поведал вам.
(Ин 15:12-15)

8. Совершенствование имеет начало и условие своей возможности - это праведность. Но совершенствование не имеет конца. В этом и состоит жизнь вечная - совершенствование в Боге:

но, как написано: Чего глаз не видел, и ухо не слышало, и на сердце человеку не приходило, что приготовил Бог любящим Его…(1Кор 2:9)

Праведники могут начать это самосовершенствование уже сейчас, в этой жизни. В этом нет никакой необходимости или непреклонного требования. Сам человек должен решить для себя хочет он совершенствоваться уже в этой жизни или нет.
9. Кажется, что здесь есть возражение со стороны традиционного христианства. Получается, что в нашей схеме движения к праведности и далее к совершенству, Бог вообще не принимает никакого участия. Кажется, что человек может только своими личными усилиями достичь Неба. Тогда как согласно представлениям традиционного христианства без Бога вообще ничего не бывает, и человек не может даже стать праведником (побороть свои страсти) без помощи Божьей.
Действительно, для всех людей нужна помощь Божья для того, чтобы стать праведником, точно также как для всех больных людей нужен врач, для их излечения. Процесс становления праведника может быть очень болезненным и затяжным, в зависимости от тяжести и запущенности болезни и здесь помощь Бога необходима. Для разных людей эта божественная помощь бывает разная. Поэтому здесь нет никакого разногласия нашей точки зрения с традиционным христианством.
Но вот в разговоре о достижении праведности и, более того, в разговоре о совершенстве возникают существенные различия.
10. Так традиционное христианство настаивает, что вместе с псалтырью, Екклесиастом и посланиями апостола Павла:

Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Развратились они и совершили гнусные преступления; нет делающего добро.
Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Бога?
Там убоятся они страха, где нет страха, ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя. Ты постыдишь их, потому что Бог отверг их.
(Пс 52:2-6)

Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы…
(Еккл 7:20)

как написано: нет праведного ни одного;
нет разумевающего; никто не ищет Бога;
все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
Уста их полны злословия и горечи.
Ноги их быстры на пролитие крови;
разрушение и пагуба на путях их;
они не знают пути мира.
Нет страха Божия перед глазами их.
(Рим 3:10-18)

что "нет праведников ни одного". Задача человека на его земную жизнь - это борьба с грехом и только. Борьбе с грехом посвящено вся христианская жизнь и в миру, и в монастырях. Более того, даже достигнув святости, святые продолжали говорить о своих неисчислимых грехах, "подобно песку морскому".
11. Но здесь сразу возникает два вопроса:
- неужели Бог дал людям неисполнимые заповеди?
- неужели в лечении от болезни (греха) и есть главная цель христианства?
12. Давать заведомо неисполнимые требования - неэтично. Ведь если требования, которые требует от нас Закон в принципе невозможно исполнить, то это означает, что Бог, давая эти заповеди, поступает лицемерно и призывает и нас быть такими же лицемерными. Зачем исполнять заповеди, если их нельзя исполнить? Если никто не может стать праведником (=исполнить заповеди), то и мне, слабому человеку, подавно это недоступно, а значит я могу по праву даже не пытаться это сделать. Все равно все грешны.
Я не думаю, что Бог - лицемерен! Не мог Бог дать заведомо неисполнимых заповедей. И как показывает Ветхий Завет, праведников было много! Примером, праведности служат нам патриархи, особенно Авраам, Исаак и Иаков. Сам Иисус назвал Бога "Богом Авраама, Исаака и Иакова":

А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:
Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.
(Мф 22:31,32)

Примером, праведности нам служит Иов:

Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. (Иов 1:1)

13. В то же время, нельзя христианство сводить только лишь к негативной функции - лечению от греха. Да, лечение необходимо, но лечение - не есть самоцель! Ведь даже в нашей обыденной жизни, мы лечимся от болезней не ради лечения, а ради того, чтобы здоровыми делать дела - жить дальше.
Также и в христианстве, лечение от греха - это только этап в жизни человека и человечества в целом, а не самоцель. Цель - достижение здоровья. Но здоровье нам нужно для позитивных дел - для строительства Царствия Божьего.
14. Именно поэтому современное христианство в тупике. Оно положило все свои усилия на лечение от греха и забыло о главной цели христианской жизни - построении Царствия Божьего на Земле (по молитве "Отче наш"). Именно поэтому выродились монастыри, которые превратились в лечебницы для больных грехом, а должны были стать прежде всего "солью Земли" и ростками света Божьего:

Вы соль земли. Если же соль станет пресной, чем сделать ее соленой? Ни на что она больше не годна, разве только выбросить ее вон, чтобы топтали ее люди.
Вы свет мира. Не может укрыться город, расположенный наверху горы.
И когда зажигают светильник, не ставят его под сосуд, но на подсвечник, и светит всем в доме.
Так да воссияет свет ваш пред людьми, чтобы увидели они ваши добрые дела и прославили Отца вашего. Который на небесах. (Мф 5:13-16)

Как можно прославлять Бога, находясь в лечебнице? Бога можно прославить только позитивными делами - сотворчеством Новой Земли и Нового Неба, достойным Бога и вместе с Богом!
15. Но Бог не может нас приневолить к этому новому этапу - строительству Царствия Небесного! Поскольку Бог хочет от на "милости, а не жертвы", хочет видеть нас свободными. Бог желает, чтобы мы сами, свободные люди, определили свою свободу - быть с Богом не из нужды, не из болезни, а из свободного выбора, из любви.
Любовь может быть только между свободными существами. Между рабом и господином, между наемником и работодателем не может быть любви. Но свобода - двойственна:
- есть свобода как освобождение, негативная свобода, "свобода от", свобода от греха;
- есть свобода как позитивное состояние, "свобода для", свобода созидательная.
Бог ждет, что мы пройдя позицию освобождения, негативной свободы, приложим свою свободу для
позитивного созидания. (Об этом много рассуждал Бердяев, говоря о Новом, третьем завете с Богом, который не приходит сверху, а должен быть нами понят снизу.)

Комментарии

Изображение пользователя valentin

Молодец, нет ничего людоедского.... Как ты это смог? И статья тоже супер, даже добавить нечего!!!

Изображение пользователя bulat

Вот только форма многословная подкачала :(

Чего еще на данную тематику чиркнули. Заскочу точно почитать новое.