Вера как уверенность и как доверие

Существует два понимания смысла слова "вера":

  1. вера как уверенность;
  2. вера как доверие.

Мы живем в изменчивом и неопределенном мире, мы не можем гарантированно ручаться за будущее, не можем быть уверены на 100% в последствиях наших действий, в исходе событий. Поэтому в нашей жизни всегда существует элемент "веры" как некоторой субъективной составляющей нашей жизни. Неопределенность будущего мы восполняем нашей уверенностью и надеждой, что события пойдут по нашему сценарию.
Разговор о вере как уверенности возникает, когда мы говорим о статусе событий (факт или нет) или решаем вопрос о существовании (существует или нет). С такой верой связано понятие "достоверности". То, в чем мы уверены становится для нас достоверным. Например, информация может быть достоверной, если мы уверены в надежности его источника, а может быть недостоверной, если есть основания сомневаться в чем-либо. О вере в смысле "уверенности" говорят также, когда эта уверенность получена через убеждение (убежденность), через собственное исследование и опыт. Главным смысловым стержнем понимания веры как уверенности есть основательность того, чему мы верим. Для уверенности нам нужны доводы, основания, опыт - некоторые доказательства. Без доказательств, без оснований, которые мы принимаем как достоверные или хотя бы правдоподобные, вера как уверенность возникнуть не может.
Другое понимания "веры" возникает, когда мы говорим о вере как доверии. Мы верим кому-то, если доверяем ему, даже если для доверия нет никаких объективных оснований или надежных доказательств. Вера как доверие есть некое упование и надежда на то, что положение дел таково, как мы о нем думаем. Такая вера как доверие есть по своему смыслу деятельное упование и надежда. В отличии от уверенности, которая может носить абстрактный, недеятельный характер, вера как доверие не может не быть деятельной. В нашем мире равновесия, в котором польза и вред, добро и зло перемешано в некотором равновесии сил действия и противодействия стоять на стороне добра, быть праведником без помощи Божьей трудно, если вообще возможно. Именно поэтому упование на помощь Божью, доверие Богу, тому, что мир управляет Благо, Разум, Провидение очень важно. Если я пытаюсь осуществить заповедь любви:

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую;
и желающему с тобою судиться и взять рубашку твою, оставь ему и верхнюю одежду.
И кто принудит тебя идти с ним тысячу шагов, иди с ним две.
Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отворачивайся.
Вы слышали, что было сказано: «Возлюби ближнего твоего и возненавидь врага твоего».
А Я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас...
(Мф 5:39-44)

Чтобы такое можно было осуществить, необходимо нарушить естественное равновесие и встать полностью на сторону добра. Только полностью уповая на Бога (вера как доверие) праведнику можно встать на такую неравновесную позицию.
Итак, вера в Бога также распадается на два этих смысла:

  1. Вера в Бога как уверенность в его существовании, в его участии в нашей жизни;
  2. Вера в Бога как доверие тому, что в осуществлении добра Бог нас поддержит.