Притчи

1. Смысл притчи как таковой.
Иисус учит народ своему учению в притчах, и только ученикам отдельно раскрывает их суть:

И такими многими притчами Он говорил им, насколько они могли слышать.
Без притчи же им не говорил, но ученикам Своим отдельно от других объяснял всё.
(Мк 4:33,34)

Мы уже говорили о том, что, видимо, Иисус жестко различает два уровня доступа к знанию: ученики (избранные) и прочие (внешние, народ):

И когда Он оказался один, стали спрашивать Его окружающие вместе с Двенадцатью о притчах.
И говорил им: вам дана тайна Царства Божия, тем же внешним всё бывает в притчах,
чтобы они глазами глядели и не увидели, и слухом слышали и не уразумели, чтобы не обратились они, и не было прощено им.
(Мк 4:10-12)

Народу, внешним Иисус ничего не объясняет и в этом видна явная намеренность Иисуса:

Это всё сказал Иисус народу в притчах, и без притчи не говорил им ничего,
дабы исполнилось сказанное чрез пророка: Открою в притчах уста Мои; провозглашу сокровенное от основания мира.
(Мф 13:34,35)

То, что сам Иисус притчи понимал как способ утаивать истину ясно из следующего:

Это Я в притчах сказал вам: наступает час, когда Я уже не в притчах буду говорить вам, но открыто об Отце возвещу вам.
(Ин 16:25)

Но в чем смысл прикровенности (утаивания) притч?
Разберем для примера рассказ Иисуса об Иоанне. Иисус начинает свою речь с вопросов:

Когда же они уходили, начал Иисус говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? Не тростник же, ветром колеблемый?
Но зачем же вы ходили? Чтобы увидеть человека, облеченного в мягкие одежды? Но носящие мягкие одежды — в домах царей.
Так зачем же вы ходили? Увидеть пророка?

Это вопрошание - риторический прием учителя, который хочет навести слушателей на размышление:

Да, говорю вам, и больше чем пророка,
Это тот, о ком написано: «Вот Я посылаю ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою».
Истинно говорю вам: не восставало среди рожденных женами большего чем Иоанн Креститель, но меньший в Царстве Небесном больше его.
От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие овладевают им;
ибо все Пророки и Закон пророчествовали до Иоанна.
И если хотите принять, он есть Илия, имеющий придти.
Кто имеет уши слышать, да слышит!
Кому же уподоблю род этот? Он подобен детям, сидящим на площадях, которые, обращаясь к другим,
говорят: «Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не били себя в грудь».
Ибо пришел Иоанн, и не ест и не пьет; и говорят: «в нем бес».
Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: «вот человек, любящий есть и пить вино, друг мытарей и грешников». И оправданием премудрости были дела ее.
Тогда начал Он укорять города, в которых совершилась большая часть чудес Его, зато, что они не покаялись.
Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ибо, если бы в Тире и Сидоне совершились чудеса, совершившиеся в вас, то давно бы они в рубище и пепле покаялись;
но говорю вам: Тиру и Сидону легче будет в день суда, чем вам.
И ты, Капернаум, до неба ли ты будешь вознесён? До ада ты будешь низвергнут; потому что, если бы в Содоме были совершены чудеса, совершившиеся в тебе, он остался бы до сего дня.
Но говорю вам, что земле Содомской легче будет в день суда, чем тебе.
В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты скрыл это от мудрых и разумных и открыл это младенцам;
да. Отче, ибо так было благоугодно Тебе.
(Мф 11:7-26)

Что имеется в виду под "это", которое Бог скрыл "от мудрых и разумных и открыл младенцам"? Из контекста, ясно, что под "это" не может пониматься все эти перечисления городов с воздыханием "горе тебе!" Скорее, речь относится к рассказу об Иоанне. Одни увидели в Иоанне пророка и, более того, предтечу, Илию, а другие - нет. Одни "имеют уши слышать", а другие - нет. Именно последних имеет в виду Иисус, когда говорит "Кому уподоблю род этот?" Этот род слушая не слышит, смотря не видит:

И подойдя, ученики сказали Ему: почему Ты говоришь им притчами?
И Он ответил им: потому что вам дано познать тайны Царства Небесного, тем же не дано;
ибо, кто имеет, тому будет дано, и будет у него изобилие; а кто не имеет, у того будет взято и то, что имеет.
Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
и исполняется на них пророчество Исаии, которое говорит: «Слухом будете слышать, и не уразумеете; и глазами глядеть будете, и не увидите;
ибо ожирело сердце народа этого, и ушами они едва слышат, и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами и ушами не услышать и сердцем не уразуметь и не обратиться. И Я исцелю их».
(Мф 13:10-15)

Но кто такие "младенцы", которым Бог открывает тайны своего Царства или кому "дано познать тайны Царствия Божия" (Мф 13:11, Мк 4:11)? Получается, что эти младенцы - ученики Иисуса. Точнее, следует сказать, эти младенцы - те новоначальные, которые услышав притчи Иисуса стали его учениками. Все ученики Иисуса - люди неученые, не мудрые, рыбаки, простолюдины, но они "имели уши слышать, и глаза, чтобы видеть", чтобы последовать за Иисусом Христом:

Тогда ответил Ему Петр: вот мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?
(Мф 19:27)

Начал говорить Ему Петр: вот мы оставили всё и последовали за Тобою.
(Мк 10:28)

Итак, притчи скрывают содержание свое от "мудрых и разумных", потому что "ожирело их сердце" и "ожесточилось", и не верят (= не доверяют) они Богу. Но притчи открываются для младенцев - простых людей - которые готовы "как дети" принимать Бога, доверять ему. Притча - это тот крючок, каким Иисус Христос обещал своим апостолам-рыбакам уловлять души человеческие:

И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами людей.
(Мк 1:17)

И в то же время, притчи - тот пробный камень, на котором, с одной стороны, проверяется вера (=доверие) человека Богу. Ибо верующему - все возможно!

Иисус же сказал ему: ты сказал — «если что можешь». Всё возможно верующему.
(Мк 9:23)

а с другой стороны - истина прячется от людей негодных для Царства, про которых Иисус говорит:

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не затоптали его ногами и, обернувшись, не растерзали вас.
(Мф 7:6)

И, наконец, притча - это такой пробный камень, который не принуждает человека к истине насилием авторитета или власти, но дает самому человеку выбрать свой путь, самому истолковать притчу в том духе, который этому человеку родственнен. Дурной истолкует дурно, хороший - правильно. Из этого ясно, что фразу Христа при обращении своих учеников - "иди за мной" нельзя толковать как насилие над личностью ученика, духовное давление. Скорее, речь идет о констатации родства Духа. Смысл этого призвания Иисуса таков: "Я иду этим путем, не хочешь ли, друг, присоединиться?"

Вы друзья Мои, если делаете то, что Я заповедую вам.
Я уже не называю вас рабами, потому что раб не знает, что делает его господин; но вас Я назвал друзьями, потому что всё, что услышал от Отца Моего, Я поведал вам. (Ин 15:14,15)

Здесь любопытно, что Ницше, один из самых афористических философов (афоризм - это таже притча), мыслил в том же духе:

С этих пор все мои сочинения суть рыболовные крючки; возможно, я лучше кого-либо знаю толк в рыбной ловле?.. Если ничего не ловилось, то это не моя вина. Не было рыбы. ("Ессе Номо", Собран. соч.в двух томах, М.,1990, т.2. стр. 754)

2. Виды притч.
Можно выделить три уровня притч, которые различаются своими персонажами. Это различие соответствует трем уровням праведности, это мы уже обсуждали: Господин и рабы, Хозяин и работники, Отец и сыновья, притчи о Царствии Небесном как таковом.
Особняком стоят притчи о Сеятеле. Эта притча является центральной. В ней Иисус Христос говорит о себе. Сеятель сеет слово. Сеятель - это Иисус Христос. Слово - это притчи.
2.1. Притчи о Господине и рабах.

1. Притча о плевелах:

Другую притчу предложил Он им: подобно Царство Небесное человеку, посеявшему доброе семя в поле своем;
когда же люди спали, пришел его враг и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
а когда взошла зелень и дала плод, тогда явились и плевелы.
И придя, рабы домохозяина сказали ему: «господин, не доброе ли семя посеял ты в твоем поле? Откуда же в нем плевелы?»
Он сказал им: «враг человек это сделал.» Рабы же ему говорят: «так хочешь, мы пойдем, выберем их?»
Он говорит: «нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не вырвали с корнем вместе с ними пшеницу.
Дайте им вместе расти до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: выберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу соберите в житницу мою». (Мф 13:24-30)

2. О бодрствовании

Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, в какой день Господь ваш придет.
Но вот, что вы знаете: если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, он бодрствовал бы и не позволил бы подкопать дома своего.
Поэтому и вы готовьтесь, ибо в час, в какой не думаете, придет Сын Человеческий.
Кто же верный раб и разумный, которого поставил господин его над челядью своей, чтобы давать им пищу вовремя?
Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет так поступающим.
Истинно говорю вам: над всем имением своим поставит его.
Если же скажет злой раб тот в сердце своем: «медлит мой господин»,
и начнет бить других рабов, таких же, как и он, есть же и пить с пьяницами, —
придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, которого не знает,
и рассечет его надвое и подвергнет его одной участи с лицемерами: там будет плач и скрежет зубов.
(Мф 24:42-51)