Понятие Бога (рассмотрение первое)

1. Чтобы подойти к определению "Бога" со всей строгостью логики, следует отказаться от простого перебирания вариантов - что-кто есть Бог. По крайней мере, мы понимаем, что слово "Бог" указывает на некоторое понятие. Иначе говоря, слово "Бог" - это не просто указатель на "что-кто", но ближайшим образом есть нечто, что требует понимания. Последнее и означает, что ближайшим для нас образом "Бог" есть некоторое понятие.
2. Собственно, языковая игра дает нам и здесь опять многообразное содержание. Понятия мы отличаем от чувственно-воспринимаемой реальности, понятия только мыслятся, но не обязательно обозначают нечто существующее. Но дело не в том, что слово "Бог" означает некоторое понятие, а в том, что ближайшим образом мы Бога схватывает в некотором понятии. В чувственно-воспринимаемой реальности мы "Бога" не находим. Бог не есть некая вещь среди вещей, не есть некое тело, доступное нашему восприятию. Только с помощью мышления мы можем надеяться найти Бога, чтобы дать ему надлежащее определение.
3. Но мышление - это сфера нашей свободы, в мышлении мы властвуем над миром и над самим собой. В то же время, мышление - единственный наш инструмент в познании вообще, только из мышления мы можем рассчитывать пробиться к Богу, если это вообще возможно.
4. Именно поэтому понятие есть инструмент, с помощь которого мы мыслим все - и реальное, и нереальное, и даже сами понятия. Понятие - это опорные пункты нашего конструктивного различения, которое мы таким образом удерживаем в языке. Чтобы мыслить эффективно, мы нуждаемся в этих опорах, в которых сконцентрирован и наш опыт мышления и опыт мышления предшествующих поколений. Но то, что помогает нам, может также нам мешать. Например, если мы некритически используем понятия вне их области применимости. Поэтому аккуратное мышление каждый раз, когда использует понятие, должно следить, с одной стороны, за тем, чтобы не привнести в его содержание нечто извне, из языковой игры и, с другой стороны, держаться соответствия понятия тому, о чем оно высказывается. На практике, это сделать невозможно, поскольку наше мышление всегда включено в язык и уже всегда что-то знает о предмете своего рассуждения. Это предварительное знание есть результат языковой игры. Язык всегда сказывается обо всем, стоит нам только ввести еще одно слово в игру. Язык как бы обволакивает наше мышление со всех сторон в фиксации его результатов. Так мы сейчас ввели слово "понятие" в игру и пустились в многословное распутывание хитросплетений связанных с ним.
5. Давайте условимся за словом "понятие" понимать некоторую фиксацию в языке мысленного конструкта, с помощью которого описывается различное содержание. Понятия бывают простые и сложные. Простые понятия описывают простое содержание, которое можно свести к некоторому существенному различению. Как различение, простые понятия существуют только в связке нескольких понятий (иначе различие не могло бы состояться). Простые понятия являются простыми инструментами мысли. Простые понятия нам понятны сразу, нам нечего здесь вопрошать. Как простые ходы мысли простые понятия составляют некую карту нашего мышления вообще, и мы не можем здесь ничего поделать. Даже если мы не знаем слово обозначающее то или иное понятие, мы как правило в силу усвоения языка знаем и пользуемся всеми простыми понятиями. Говоря простым языком, можно сказать так - простые понятия нам понятны и с помощью понятного мы понимает также то, что нам непонятно. В своей целокупности простые понятия образуют некоторую статическую сетку, через которую мы мыслим мир. Так через простые понятия мы выстраиваем сложные понятия. Сложные понятия состоят из нескольких простых понятий, связанных в нечто целое по определенным правилам. Эти правила задает или сама реальность, реально существующий объект нашего мышления, или придуманные нами принципы. Исходя из этих определений, мы не можем варьировать простые понятия - они нам даны как способ нашего мышления, но мы можем конструировать и переконструировать сложные, изменяя принцип связи и включая те или иные понятия в новую мысленную конструкцию.
6. Понятие "Бог" не является простым. Оно нам непонятно и мы постоянно конструируем в своем мышлении его определения (сложные понятия), чтобы его понять.
Но откуда у нас желание конструировать такое понятие? В восприятии реальных объектов в мире (во внешнем опыте) мы не встречаем такой реальности как Бог и поэтому правила построения такого понятия мы не можем взять от восприятия реального объекта. Получается, мы конструируем понятие Бога исходя из возможностей самого нашего мышления или из некоторых других возможностей, неизвестным нам во внешнем опыте. Эта другие возможности - внутреннее восприятие Бога, внутренний опыт восприятие Бога. В любом случае, конструирование понятие Бога есть дело внутренней жизни нашего мышления.

Изображение пользователя valentin

Есть опыт движения Духа в истории людей или есть история развития человеческого духа (кому как больше нравиться ), думаю отсюда и возникают наши понятия о Боге.