Евангелие об отношении Бога и Человека

Отношение Бога и Человека всегда мыслится по аналогии взаимоотношения людей с друг другом. Мы пытаемся познавать неизвестное исходя из того, что нам понятно и известно. Поскольку наиболее древним и наиболее авторитетным отношением между людьми было отношение господства и рабства, то и взаимоотношение Бога и Человека прежде всего мыслилось в этих категориях. Примеры такого понимания мы находим в Ветхом Завете, где Бог понимается как Верховный Господин, Высший Судья и Царь царей, а человек представляет собой раба Божьего. Человек обязан служить Богу, поскольку Бог его Создатель и Господин. Господин делает с рабами, что захочет и раб не имеет права стенать или требовать от господина постоянства и осмысленности его действий. Господин наказывает или вознаграждает своих рабов в зависимости от их покорности, в данном случае в зависимости от исполнение или нет заповедей Бога. Праведники вознаграждаются за свою праведность богатством, здоровьем, благополучием, грешники наказываются бедностью, болезнями, страданиями. Вот, например, Йов:

Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.
И родились у него семь сыновей и три дочери.
Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока.
(Иов 1:1-3)

Все было у Иова хорошо. И вот ради спора, Бог соглашается на то, чтобы сатана его испытал. Иов все теряет, но остается верным Богу:

Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился
и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!
(Иов 1:20,21)

Но сатана предлагает Богу продолжить испытания и тот соглашается:

И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.
(Иов 2:7)

Жена не понимает твердости мужа своего в Боге, ведь Бог наказывает Иова безвинно:

И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри.
(Иов 2:9)

И для Иова и для его жены попустительство Бога, при котором страдает праведник безвинно непонятно. Страдания Иова так сильны, что он "проклял день свой".
Утешить Иова собрались трое друзей, которые в последующей дискуссии доказывают Иову логически, что если Иов страдает, а Бог справедлив и не позволяет страдать праведникам, то, видимо, Иов что-то совершил неправедное. И, наоборот, если Иов праведник и не совершил ничего заслуживающего таких страданий, то, видимо, Бог несправедлив. Или есть еще какие-то возможности?
Иов загнан в угол, он не знает за собой вины и мечется в неразрешимой дилемме. Логичного ответа нет. В итоге, появляется Бог и дает на указанную дилемму свой ответ, который сводится к тому, что он велик и могуч, и со своими рабами может делать, что хочет, а Иов - ничтожен и должен покоряться и не спрашивать не о чем.(Иов. 38-42) Иов покоряется и Бог вознаграждает его сполна, более прежнего:

И отвечал Иов Господу и сказал:
знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено.
Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал.
Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне.
Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя;
поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле.
(Иов 42:1-6)

Из примера Иова видно, что отношение между Богом и Человеком по модели господства основано на страхе, никакой любви здесь быть не может. Так, Иов боится Бога и на всякий случай его умилостивляет (еще до испытаний):

Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними.
Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни.
(Иов 1:4,5)

Такими и подобными примерами изобилует весь Ветхий Завет, который построен на страхе и трепете рабов Божьих перед Богом как Высшим Судьей и Господином.
Иисус Христос в Евангелии своем впервые предложил другое понимание взаимоотношения Бога и Человека - по модели отношения Отца и его детей. Бог есть Отец всех людей, а люди есть его сыновья и дочери. В этом собственно и состояло то новое, что проповедовал Иисус как Евангелие Царства.

Комментарии

Изображение пользователя admin

Святый Иоанн говорит в соборных посланиях своих: совершенна любы вон изгоняет страх (1 Иоан. 4, 18). Что хочет сказать нам чрез сие святой (Апостол)? О какой любви говорит он нам, и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в Псалме: бойтеся Господа вси святии Его (Псал.33, 10), и много других подобных изречений находим мы в божественных Писаниях. И так, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святый Иоанн говорит: совершенна любы вон изгоняет страх? Святый хочет нам показать этим, что есть два страха: один первоначальный, а другой совершенный, и что один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть (страх) святых совершенных, достигших в меру совершенной любви. Например: кто исполняет волю Божию по страху мук, тот, как мы сказали, еще новоначальный: ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его собственно для того, чтобы благоугодить Ему; сей знает, в чем состоит существенное добро, он познал, что значит: быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь, которую Святый называет совершенною. И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковой боится Бога, и исполняет волю Божию уже не по (страху) наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений; но потому что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, вон изгоняет первоначальный страх: посему-то Апостол и говорит: совершенна любы вон изгоняет страх.

Однако невозможно достигнуть совершенного страха (иначе), как только первоначальным страхом. Ибо трояким образом, как говорит Василий Великий можем мы угодить Богу: или благоугождаем Ему, боясь муки, и тогда (находимся) в состоянии раба; или ища награды, исполняем повеления Божии, ради собственной пользы, и посему уподобляемся наемникам; или делаем добро ради самого добра, и (тогда) мы находимся в состоянии сына. Ибо сын, когда приходит в совершенный возраст и в разум, исполняет волю отца своего не потому, что боится быть наказанным, и не для того, чтобы получить от него награду, но собственно потому и хранит к нему особенную любовь и подобающее отцу почтение, что любит его, и уверен, что все имение отца принадлежит и ему. Таковой сподобляется услышать: уже неси раб, но сын и наследник Божий Иисус Христом (Гал. 4, 7). Таковой уже не боится, как мы сказали, Бога, конечно тем первоначальным страхом, но любит Его, как и святый Антоний говорил: я уже не боюсь Бога, но люблю Его. И Господь, сказав Аврааму, когда он привел для жертвоприношения Ему сына своего: ныне познах, яко боишися ты Бога (Быт. 22, 12), сим означил тот совершенный страх, который рождается от любви. Ибо (иначе) как бы он сказал: ныне познах, когда (Авраам) уже сделал столько из послушания Богу, - оставил все свое, и переселился в чуждую землю, к народу служившему идолам, где не было и следа Богопочитания, и сверх(всего) этого навел (на него Бог) такое страшное искушение - жертвоприношение сына, и после сего сказал ему: ныне познах, яко боишися ты Бога. Очевидно, что Он говорил здесь о совершенном страхе, свойственном святым, которые уже не по страху мучения и не для получения награды исполняют волю Божию, но любя Бога, как мы многократно говорили, боятся сделать что-либо против воли Бога, ими любимого. Посему-то и говорит (Апостол): любы вон изгоняет страх; ибо они уже не по страху действуют, но боятся, потому что любят. В сем состоит совершенный страх. Но невозможно (как мы уже сказали выше) достигнуть совершенного страха, если кто прежде не приобретает первоначального. Ибо сказано: начало премудрости страх Господень (Притч. 1, 7), и еще сказано: страх Божий есть начало и конец (Ис. Сир. 1. 15, 18). Началом назван первоначальный страх, за которым следует совершенный страх святых. Первоначальный страх свойствен нашему душевному состоянию. Он охраняет душу от всякого зла, как полировка медь, ибо сказано: страхом Господним уклоняется всяк от зла (Прит. 15, 27). И так если кто уклоняется от зла, по страху наказания как раб, боящийся господина, то он постепенно приходит и к тому, чтобы делать благое добровольно, и мало помалу начинает, как наемник, надеяться некоторого воздаяния за свое благое делание. Ибо, когда он постоянно будет избегать зла, как мы сказали, из страха, подобно рабу, и делать благое в надежде награды, подобно наемнику; то пребывая, по благодати Божией, во благом, и соразмерно сему соединяясь с Богом, он получает вкус благого, и начинает понимать в чем истинное добро, и уже не хочет разлучаться с ним. Ибо кто может разлучить такового от любви Христовой? как сказал Апостол (Рим. 8, 35). Тогда достигает он в достоинство сына, и любит добро ради самого добра и боится, потому что любит. Сей то есть великий и совершенный страх. Поэтому и пророк, уча нас отличать один страх от другого, сказал: Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас (Псал. 33, 12). Кто есть человек, хотяй живот, любяй дни видети благи? Обратите внимание ваше на каждое слово пророка, как каждое речение его имеет свою силу. Сперва говорит он: приидите ко мне, призывая нас к добродетели, (потом) прилагает и чада. Чадами называют святые тех, которые их словами обращаются от греха к добродетели, как и Апостол говорит: Чадца, ими же паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас (Гал. 4, 19). Потом, призвав нас и приготовив к тому обращению, (пророк) говорит: страху Господню научу вас. (ссылка)