Евангелие о богатстве и нищете

1. Тема "богатства и нищеты" одна из важнейших и сквозных тем в Евангелии. От решения проблемы богатства зависит лицо христианство. В истории России уже существовала общественная дискуссия на эту тему между подвижником Нилом Сорским (нестяжатели) и поборником богатства церкви Иосифом Волоцким (иосифляне). Победили иосифляне, церковь к тому времени была крупным землевладельцем и не хотела расставаться со своим имуществом. И как тогда рассуждали, если церковь будет бедной, кто из благородных в нее пойдет? А если не будет благородных, кого поставлять в епископы? Вот такие чисто земные рассуждения. Чтобы оправдать свою позицию иосифляне демогогически переводили разговор о богатстве в русло разговора о патриотизме и величии России. Дескать, бедность если и не порок, то все-таки позор для великого государства и народа, забывая о прямых и недвусмысленных словах Евангелия.
2. В этой книге мы подробно разберем цитату за цитатой из Евангелия, посвященных богатству и нищете. Все цитаты взяты из Евангелия в переводе еп. Кассиана (см. например здесь). Ключевые слова мы будем выделять жирным шрифтом. Для создания контекста мы будем комментировать, по возможности, все места, где употребляются слова "нищий", "богатый", "богатство".

μακάριοι οἱ πτωχοὶ τῷ πνεύ­ματι ὅτι αὐτῶν ἐστιν ἡ βασιλεία τῶν οὐρανῶν
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
(Мф 5:3)

В данном случае, цитата из греческого оригинала была необходима. Греческий оригинальный текст можно найти здесь. Дословно, это выражение "нищие духом" можно перевести с греческого двумя способами:
Как "нищие при помощи (благодаря) духу" (Dativus instrumenti) и как "духовно нищие" (т.е. как нищие (чем?) духом, а не, например, имуществом или разумением). В первом случае, имеются в виду "нищие" (οἱ πτωχοὶ) в собственном смысле слова, как имущественно нищие, как небогатые. Во втором смысле, под "нищими" разумеется некоторый переносный, фигуральный смысл - "как те, кто чем-то обделен или чего-то не имеет".
Исходя из перевода этого выражения, можно выделить два существенно различных понимания того, что здесь обозначено как "нищие духом":
1) В первом случае, "нищие духом" означает тех, которые в дилемме

никто не может служить двум господам: или одного возненавидит, а другого возлюбит; или к одному привяжется, а другим пренебрежет. Не можете Богу служить и богатству. (Мф 6:24)

и

не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и тля разрушают, и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни тля не разрушают, и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где сокровище твое, там будет и сердце твое.(Мф 6:19-21),

выбрал сердцем Бога и поэтому заботу о богатстве и земном благополучии забросил или, более того, решил стать совершенным и поступил по совету Иисуса -

если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и отдай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. (Мф 19:21)

Иначе говоря, под "нищими духом" разумеются те, которые предпочли стезю Бога и достижения "Царствия Небесного" всем другим поприщам в жизни. Такие люди, становятся нищими добровольно, не потому, что у них нет способностей, физических возможностей или они, скажем, ленивы или неудачливы, а потому, что в служении Богу не удается быть богатым. "Нищие духом" - это нищие, выбравшие этот путь добровольно, благодаря велению духа, по духовным мотивам.
Для полноты изложения здесь следует добавить следующее замечание. Не исключено, что термин "нищие", о которых здесь идет речь, есть не что иное как самоназвание членов христианской общины. Дело в том, что первыми термин "нищие" (по арамейски "эвионим") стали использовать еще в Кумранской общине (см. например, книгу И.Д.Амусина "Кумранская община" или собственно Кумранские тексты - 1Q pHab XII, 3,6,10; 1Q M XI, 9,13, XIII 13-14; 1Q H II,32, III,25, V, 16,18,22). Эбионитами ("нищими") называли себя первые христиане.
2) Во втором случае, "нищие духом" - это фигуральное выражение, обозначающую тех людей, которые чувствуют в себе духовный недостаток или неполноту, т.е. "духовную нищету". Такие нищие не обязательно имущественно нищие. Здесь существует несколько смыслов, в котором можно трактовать "духовную нищету":
а) Прежде всего, опираясь на слова Иисуса

истинно говорю вам, если не обратитесь и не станете как дети, не войдете в Царство Небесное.(Мф 18:3),

под духовной нищетой можно понимать "нищету духа", некоторое наивное, доверчивое, живое, непосредственное состояние духа, как у ребенка, неоскверненного, неиспорченного безнравственными помыслами и неразвращенного "просвещением" и "культурой" - цивилизованным знанием.
б) Или "духовную нищету" можно метафорически трактовать как некоторую смиренную оценку человеком себя, который понимает, что по отношению к Богу, его духовность - это ничто. В этом случае, "духовная нищета" понимается как "жажда духа, жажда познания Бога", как некоторое состояние, из которого человек, обращенный к Богу исходит к Истине и настоящему духовного богатству, настоящему духовному сокровищу как "богатейющий в Бога" (Лк 12:21).
в) Или "духовную нищету" можно метафорически трактовать как отказ от мышления, концепций вообще (буддизм), что не относится напрямую к нашему разговору.
Для правильного контекстуального понимания "нищеты духа" следует также рассмотреть параллельные места (заповеди блаженств) в Евангелии от Луки:

И Он, подняв глаза Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие (μακάριοι οἱ πτωχοί ὅτι ὑμετέρα ἐστὶν ἡ βασιλεία τοῦ θεοῦ).
Блаженны алчущие ныне, ибо вы будете насыщены. Блаженны плачущие ныне, ибо вы воссмеетесь.
Блаженны вы, когда будут ненавидеть вас люди, и когда будут отлучать вас, и поносить вас, и извергнут имя ваше, как злое, из-за Сына Человеческого.
Возрадуйтесь в тот день и возликуйте, ибо вот, награда ваша велика на небе: ибо так поступали с пророками отцы их.
Но горе вам, богатые, ибо вы получили утешение ваше. (πλη­̀ν οὐαὶ ὑμῖν τοῖς πλουσίοις ὅτι ἀπέχετε τὴν παρα­́κλησιν ὑμῶν)
Горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете.
Горе вам, когда скажут о вас хорошо все люди. Ибо так поступали с лжепророками отцы их.
(Лк 6:20-26)

Надо сразу заметить, что в синодальном переводе, указанного места Евангелия от Луки вместо "нищие" стоит также "нищие духом", но в современной библеистике общепризнанным считается версия древних авторитетных рукописей, где поясняющего слова "духом" нет.
Из контекста, противопоставления "блаженны нищие" - "горе вам, богатые" явственно следует, что речь идет об "нищих" и "богатых" в прямом, имущественном смысле. Получается, согласно Евангелию от Луки, что нищие уже одним тем, что они нищие - блаженны и наследуют Царствие Божье, а богатые одним тем, что они богатые уже прокляты. Чтобы пояснить эту мысль Евангелия от Луки еще более четче разберем следующую притчу о богаче и Лазаре:

Некий человек был богат (πλούσιος), и одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно.
Нищий (πτωχὸς) же некий по имени Лазарь лежал у ворот его, покрытый язвами;
и хотел он насытиться тем, что падало со стола богача, и собаки приходили и лизали язвы его.
И случилось, что умер нищий, и отнесли его ангелы на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его;
и в аду, пребывая в мучениях
, поднял он глаза свои и видит издали Авраама и Лазаря на лоне его.
И воззвал он со всей силой: «отец Авраам, смилуйся надо мной, и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец пальца своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучусь в этом пламени».
Но Авраам сказал: «дитя мое, вспомни, что, как ты получил благое твое в жизни твоей, так и Лазарь злое. Теперь же он здесь утешается, а ты мучишься.
И при всём том, между нами и вами утверждена великая пропасть, чтобы хотящие перейти отсюда к вам не могли, и оттуда к нам не переходили бы».
И он сказал: «тогда прошу тебя, отец, послать его в дом отца моего,
ибо есть у меня пять братьев: пусть свидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения».
И говорит Авраам: «есть у них Моисей и Пророки: пусть послушают их»,
Он же сказал: «нет, отец Авраам, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются».
Но он сказал ему: «если Моисея и Пророков не слушают, то, когда бы и воскрес кто из мертвых, не убедятся они».
(Лк 16:19-31)

В этой притче мы опять видим противоположность "нищий-богатый" в указанном выше нами смысле. Возможно, богатый не был праведником, раз не помогал ближнему своему - нищему Лазарю, лежавшему у его дома - и поэтому попал в ад. Но за что попал в рай Лазарь? Из контекста мы можем понять только одно - Лазарь попал в рай просто потому, что он нищий и получил в жизни на земле только злое, а в раю получает за это утешение. Сама нищета, страдания от этой нищеты и связанных с ней болезней и др. являются залогом того, что нищий попадает в рай. И опять та же формулировка, что и в заповедях блаженств в отношении богатого - он получил благое (утешение) свое в этой жизни, а значит мучается в аду. Эдакое равновесие справедливости - кто страдает на земле, утешается на небе и, наоборот, кто утешается на земле, страдает на небе.
Получается разительное отличие понимания "нищеты" в Евангелии от Матвея и Евангелия от Луки. В первом случае, имеется в виду понимание "нищеты" в духовном смысле - как некоторое завоевание или состояние духа, при этом нищие в имущественном смысле тем самым, что они нищие не имеют от этого никакой заслуги и богатые, тем самым, что они богатые еще не прокляты:

Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам: богатому трудно будет войти в Царство Небесное.
И еще говорю вам: легче верблюду войти в игольное ушко, чем богатому в Царство Божие.
(Мф 19:23,24)

Во втором случае, "нищета" сама по себе уже обеспечивает Царствие Божье, а богатство само по себе проклято.
Чтобы пояснить почему богатство проклято, рассмотрим еще одну притчу о расточительном домоправителе из Евангелия от Луки, которая есть только в этом Евангелии:

Сказал Он и ученикам: был богатый человек, у которого был домоправитель, и на него донесли ему, что он расточает его имущество.
И призвав его, он сказал ему: «что это я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь больше управлять».
И сказал себе самому домоправитель: «что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление. Работать лопатой не могу, просить милостыню стыжусь.
Знаю, что сделаю, чтобы приняли меня в дома свои, когда буду отставлен от управления».
И призвав отдельно каждого из должников господина своего, говорит первому: «сколько ты должен господину моему?»
Он сказал: «сто мер масла». И он сказал ему: «возьми твою расписку и садись, скорее напиши: пятьдесят».
Потом другому сказал: «а ты сколько должен?» Тот сказал: «сто мер пшеницы». Говорит ему: «возьми твою расписку и напиши: восемьдесят».
И похвалил господин домоправителя неправедного за то, что умно поступил, потому что в обращении с людьми рода своего сыны века сего умнее сынов света.
И Я говорю вам: сотворите себе друзей богатством неправедным (φίλους ἐκ τοῦ μαμωνᾶ τῆς ἀδικίας), чтобы, когда его не станет, они приняли вас в вечные обители,
Верный в малом — и во многом верен, и неправедный в малом — неправеден и во многом,
Итак, если вы в неправедном богатстве не оказались верны, кто вверит вам то, что истинно?
И если вы в чужом не оказались верны, кто вам даст ваше?

Никакой раб не может служить двум господам: или одного возненавидит, а другого возлюбит; или к одному привяжется, а другим пренебрежет. Не можете Богу служить и богатству.
(Лк 16:1-13)

Мы видим, что господин хвалит своего слугу за то, что тот ворует у него, распоряжаясь в убыток господину его имуществом. Это кажется странным, ведь господин решил уволить своего домоправителя именно за то, что тот "расточает его имущество". Это противоречие трудно понять, если считать богатство само по себе чем-то ценным, достойным. Но вот если считать изначально, что богатство само по себе есть нечто неправедное и недостойное - все становится на свои места. Действительно, богатый человек, решил уволить своего домоправителя за расточительность, но понимая, что само по себе богатство есть нечто неправедное он хвалит последнего, что тот неправедное богатство употребляет на благо себе - прощает долги ближним. Иначе говоря, если неправедные сами по себе вещи используются для праведных целей, то это похвально - цель оправдывает средства.
Именно это имеет в виду, Иисус, когда делает вывод из притчи:

И Я говорю вам: сотворите себе друзей богатством неправедным, чтобы, когда его не станет, они приняли вас в вечные обители...

Иначе говоря, само по себе богатство - неправедно, но его можно пустить на праведные цели. Умный же домоправитель, конечно, поступает неправедно, когда расточает имущество своего господина. Поэтому среди выводов в этой притче мы дальше читаем:

...Итак, если вы в неправедном богатстве не оказались верны, кто вверит вам то, что истинно?
И если вы в чужом не оказались верны, кто вам даст ваше?

Отсюда видно, что смысл притчи не в том, что воровать хорошо, а в оценке неверности.

Комментарии

Изображение пользователя sergey

Бедность.
Бедность, это не грех и не порок, но это и не добродетель. Бедность - не признак духовности, праведности и святости.
Однако бедному, проще войти в Царство Небесное. Бедному проще смирится, проще признать свою зависимость от Бога, во всём Ему доверившись. Крайняя нужда бедного, сама заставляет его искать защиту и утешение в Боге. Бедному проще признать Бога Господином, Господом его души, так как он не так велик в своих глазах, как богатый. Именно бедному проще принять законы Царства Небесного, так как в этом единственная его надежда изменить жизнь к лучшему.
Однако крайняя бедность и полнейшая нищета, не являются факторами помогающими входу в Царство Небесное и постижению Его правды, так как помыслы нищего, чрезмерно заняты поиском хлеба насущного, заняты заботами и переживаниями о завтрашнем дне. Чтобы понять библейские истины, нужно иметь чистый разум, не занятый чрезмерными житейскими заботами. И если бедняк совсем не имеет свободного времени, а вынужден непрестанно заниматься поисками пропитания, то это не как не поможет ему познать Бога и Его Евангелие.

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? (От Матфея 6:25)

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. (От Матфея 6:33)

Богатство.
Богатство, это так же не грех, не порок и не признак бездуховности и греховности.
Но богатому, гораздо сложнее войти в Царство Небесное, так как он надеется на своё богатство, а не на Бога. Его сытость и обеспеченность, мешает ему, по-настоящему смирится и признать Бога,- Господом своей души. Богатому гораздо сложней смирить свою гордыню, ведь его обеспеченность диктует ему мысли самодостаточности и мысли, что он сам вполне способен позаботится о себе.
Как правило, мысли богатого обременены чрезмерными заботами о сохранении своего богатства. Богатый переживает о курсе валюты, не залезут ли воры, не лопнет ли банк, в который он вложил деньги, не нагрянет ли налоговая проверка и т. д. Богатый, вынужден заботится о своём богатстве, так как у материального богатства есть недостаток: его крадут воры, съедает моль и ржавчина. А потому, мысли богатого заняты земным, не имея времени на то, что бы задуматься о духовном. Ведь, чтобы услышать Бога, нужно иметь чистый разум, нужду, кроткое и чистое сердце. А богатый, мало имеет нужды в Боге, так как сам в некотором смысле,- бог.
Богатство, это материальная обеспеченность. Однако трудно сказать, с какой суммы начинается богатство и заканчивается бедность. Важна не сумма, а то, как человек привязан к этому богатству. Можно быть обеспеченным и не быть привязанным к богатству. А можно быть бедным, но быть привязанным к богатству и всё время мечтать о нём. Даже бомж на свалке, может оказаться «богатым», если найдя некую выброшенную вещь, не сможет ею поделится с ближним. Равно как и обеспеченный, что в любое время готов помочь ближнему и раздать всё, не является тем «богачом», которому трудно войти в Царство Небесное.

Подытоживание.
Порок, не в самом богатстве и добродетель не в самой бедности, а порок в привязанности к богатству и в том, что человек ставит богатство (имущество) выше заповедей Христа. Если у человека на первом месте богатство, то он не сможет любить Бога исполнять его заповеди. Ведь ради наживы, ради сохранения своего богатства, он попрёт все законы, все нормы морали и нравственности. Потому такому человеку, не то что трудно войти в Царство Небесное, а просто невозможно.

Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. (От Матфея 19:23,24)

Но это не означает, что нищий и бедный имеют преимущества. Дело в том, что даже бедные по-своему могут оказаться богатыми. Богатство, как мы уже говорили, не меряется конкретной суммой. Даже маленькая вещь, может оказаться богатством, если человек не в силах ей поделится с нуждающимся. И даже маленькая «безделушка», может оказаться тем препятствием, что не позволит человеку войти Царство Небесное. Ведь в Царство Небесное могут войти только те, кто отреклись в сердце от всего материального богатства и те, кто отреклись даже от самой жизни своей, во всем доверившись Богу.

Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.» (От Луки 14:33)

если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; (От Луки 14:26)

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. (От Матфея 6:33)

Что такое «правда Царства Небесного»? Дело в том, что мир сей, в котором мы живём, имеет свою «правду», а Царство Небесное,- свою. Правда мира сего, такова, что мы вынуждены заботится о еде, об одежде, о сохранности своего имущества, чтобы жить. В мире сём, моль и ржа истребляет и воры подкапывают и крадут, а потому, люди вынуждены заботится о материальном, иначе оно либо сгниёт, либо его украдут. Правда этого мира такова, что ни пища, ни одежда, ни кое-что другое, не даётся даром, а это в поте лица нужно вырастить, заработать и сохранить. Но люди, не очень хотят работать в поте лица, тяжелым трудом зарабатывая еду и одежду, а они хотят получить всё и даром. Правда мира сего такова, что люди, не думают о других, а думают только о себе, а потому воруют, захватывают, отбирают чужое. А потому, каждому человеку нужно не только заботится о том, что бы заработать на необходимое, но и заботится о том, что бы его сохранить. Все заботы человека о том, что бы заработать и заработанное сохранить, что бы жить, точнее, что бы выжить. Весь мир постоянно воюет, соперничает, борется за рынки сбыта, за земли, за территории, за власть и влияние. Жертвами этих захватов и грабежей становятся дети и честные люди. То есть, за человеческую алчность, ненасытимость и беззаконие расплачиваются невинные дети и порой честные люди в поте лица добывающие себе хлеб. Болезнь этого мира в том, что одни бедные, голодные, а другие богатые, пресыщенные. Кто сильней, хитрей и наглей, тот смог нахапать больше, как правило, отняв это у своих братьев по плоти. То есть богатство и его накопление, неотделимо от нарушения морально-нравственный правил Неба.
Это и есть «правда» мира сего, это и есть то проклятие, что неизбежно преследует человека с тех пор, когда он отошел от Бога, избрав путь самости и эгоизма. Этот эгоистический мир, думающий только о себе, мало смотрит на боль и нужды ближнего, а потому погряз в насилии, слезах и несчастье.
Правда же Царства Небесного, совсем другая. В Царстве Небесном ни кто не живёт для себя, а каждый для пользы ближнего. Мы, порой на столько испорчены, что даже представить этого не можем. И это Царство Небесное есть на земле в виде тех людей, что стали жить по правилам Неба. Там не зачем запирать и ставить охрану, там не зачем копить на «чёрный день», там не зачем богатеть, потому как и так всё твоё и одновременно общее. В Царстве Небесном не зачем суетится, чрезмерно заботится, так как обо всём насущном заботится Бог. Всё, что требуется от каждого, это трудится по мере возможности и сил и копить духовное богатство на небе, в виде добродетелей Христа.
Поэтому, найти Царство Небесное на земле, это главная наша задача. Найдя Царство Небесное, всё остальное просто приложится, так как в Царстве Небесном есть всё необходимое для жизни. Но войти в Него мы можем только если цель имеем в горнем, а не земном.

Изображение пользователя sergey

Читаем:

Иначе говоря, согласно учению Иисуса Христа неприемлемо (неправедно) личное богатство, как проявление эгоизма и нарушения заповеди любви к ближнему, но только богатство общинное есть богатство праведное, богатство от Бога. Христос не предлагают, как можно подумать, продать все свое богатство и пойти по миру нищенствовать, скорее речь идет о том, что богатеть надо общине верующих (братьям и сестрам во Христе), только тогда человек перестанет богатству служить, и богатство становится на службу людям.

Это верно, но хотел бы сам для себя получить предельную ясность в вопросе «личного» и «общественного» богатства. Вопрос этот не простой и требует чёткой, однозначной позиции, что бы все имели ясное понимание. Бывает, некоторые люди, «общее» богатство, считают «личным», и точно так же больны «проявлением эгоизма», только в другой форме. Многим легко «оставить всё» и придти в общину, если они при этом понимают, что «оставляя всё», они получают «ещё больше», естественно, косвенно претендуя на общественное. То есть, та же выгода, тот же эгоизм, тот же расчёт. А раз так, то потом жди проблем, делёжки, склок, недовольства и лукавых подозрений.

И вот, говоря о трудности (невозможности) богатому войти в Царствие Божье, Иисус как будто говорит о том, что богатство - не от Бога. Как это понимать? Отсюда и понятно замешательство и страх учеников. Из дальнейшего мы выясняем, что на самом деле речь идет о некотором воздаянии тем, кто оставил все ради Иисуса Христа и Евангелия. Речь идет о том, что оставляя личное имущество и личное богатство, человек приобретает общину и богатство общинное. Вот соответствующие места из Евангелия:

Думаю, проблема не в богатстве и имуществе как таковом, а в эгоизме, в себялюбии, в самости. Форма собственности, личная или общественная, не меняет эгоистической натуры человека. Рано или поздно всплывёт недовольство «несправедливым» перераспределением, так как каждый эгоист, считает себя более достойным и более нуждающимся. Эгоист живёт земным и он ни когда не насытится, сколько ему не давай. Эгоист всегда будет недоволен, обделён, несправедливо ущемлён в правах. Эгоисты, объединённые в общину, рано или поздно перегрызутся, разругаются и разбегутся, сославшись на то, что «не сошлись характерами».
То есть, единственная возможная форма существования людей, это существование людей в общине, но не в «коммуне», а в Теле Христовом, в семье Божьей. Это когда люди перестали быть плотским, эгоистичными, себялюбивыми, земными, дикими, а переродились в новую тварь. Они не имеют вообще ценностей на земле, потому полностью «оставили всё». Оставили не из хитрости, поменяв плохое на хорошее, а «оставили всё», потеряв в этом интерес и цель. Если у человека главное сокровище,- это его характер, чистота души, отношение с братом, мир и любовь, то ни когда не будет склок по поводу «сколько мне, а сколько тебе». Тогда личное «богатство» само по себе перестаёт быть чем-то ценным, ведь понятно, что оно только разрушает и отравляет. Потому, даже общественное «богатство», не будет вызывать личных «помыслов», если ценности человека в небесном.
Царство Небесное, это не коммуна. Коммуна это утопия, так как, это всё та же форма эксплуатации одних другими, только выполненная под ширмой определённых лозунгов вводящих в заблуждение. Лицемерие в том, что эгоистическая натура человека, при этом так же существует, но только в скрытой, завуалированной форме. Эта натура, до поры, может сдерживаться лозунгами и обещаниями, но рано или поздно, нарыв сформируется и выплеснет всё своё негодование с разрушительной силой. Потому, все религии и коммуны вынуждены постоянно изобретать новые лозунги, новые обещания и зомбажи, чтобы просто отсрочить свой неизбежный крах. Ведь рано или поздно, терпение людей заканчивается и они попросят «обещанный рай». Но ведь вся суть в том, что «рай» сегодня, там получают единицы, за счёт того, что обещают его другим, завтра. Раздай всё «по честному», тогда и у верхушки, не будет того «рая», изобилия и благополучия. В этом и многом другом «проклятие» эгоистов, ищущих рай для себя, за счёт других.
Думаю, ты понял мою главную мысль. Мы не только не должны служить личному богатству (мамоне), но и не должны даже служить общественному богатству (тому же мамоне). Мы вообще не должны служить материальному, а материальное воспринимать, только как средство помогающее достичь главную цель,- Божеское естество внутри,- характер Христа. Только в этом случае, когда «богатство» не самоцель, оно может встать на службу людям.

Иначе говоря, согласно учению Иисуса Христа неприемлемо (неправедно) личное богатство...

Согласен, однако опять же должно быть некое разъяснение, которое лично я ещё не до конца могу сформулировать. То, что «личное богатство», это бесспорное зло, это понятно. Но нужно ясное понимание относительно «общественного богатства». Конечно, мы не живём материальным, конечное, земное это не главное, но ведь это не все полностью понимают. А потому, должно быть конкретное понимание того, как относится к «общественному».
Личное имущество и личные деньги.
Думаю, личное имущество и личные деньги,- это не грех. Праведность и грех, появляются в зависимости от того, как я этим «неправедным» богатством распорядился. Хотим мы или не хотим, но всегда пока мы живём во плоти, мы будем иметь какое-то личное имущество и какие-то личные деньги. Не в этом корень зла. Корень зла, может быть в том, ради чего я живу. Все люди живут «земным» и «земными» целями, от того и зло. Если же я живу горним, то все мои средства, как материальные, так и нематериальные, направлены для достижения горнего. Лишать человека этих средств, это значит лишать человека вспомогательных инструментов для достижения главное его цели. Ведь и праведность человека не в том, что он полностью стал безропотной «пешкой» в какой-то общине, а в том, как он, скажем, распорядился своими деньгами: помог ли нуждающемуся или всё потратил на себя.
А вот излишние «накопления», это уже «богатство», которое рано или поздно станет сетью, как стало сетью Иуде.
В этой связи, размышляя о совместном производстве, думаю, что единственная верная форма, это не «уравниловка», которая больше деморализует, чем стимулирует, а по принципу, «кто сколько работает, тот столько и ест». Решать «сколько кому», думаю, должен директор предприятия, посоветовавшись, скажем, с неким «общим советом», что бы «авторитаризм» одного, не стал разрушительным для всего.
Излишние, неизрасходованные деньги на личные нужды, не накапливаются в кубышке, а добровольно сдаются опять же в общину, на дело Божье. Обязательно добровольно. Это и определяет, кто с Христом собирает, а кто расточает. Тот, кто всё ещё эгоист, тот и сдавать не будет,- это его право. А тот, кто уже переродился, тот отдаст всё, ведь этим он копит богатство на небе. Нельзя судить и осуждать того, кто не сдаёт, ведь многие ещё немощны, ещё спят, ещё младенцы, земные плотские и дикие. Для каждого свой час. Это, когда Сам Бог скажет внутри человеку. А принуждать, это насилие, религия, секта.
Так же думаю, не должно быть фразы «общественное имущество», так как общественное подразумевает, что оно частично и моё, личное. А это опять же богатство, стяжательство, только в другой форме. Думаю, что слово «общественное», должно быть заменено на «Божье». Когда имущество Божье, тогда ни кто не станет на него лукаво строить планы и претендовать. Но для этого, должны быть ясно прописаны цели общества, скажем не накопление благ и их приумножение, а строительство Царства Небесного, как внутри, так и снаружи. Тогда всё имущество становится Божьим, каким оно, по сути, и является. Некоторые просто захватили чужой виноградник, наивно полагая, что он их.
Другой вопрос: что приобретают те, кто вступают в общину? Очень важны цели. Если человек ищет земного, то рано или поздно получит разочарование, так как в целях общества не значится стяжательства и накопления земного. Опыт показывает, что все верующие, ищут земного. По крайней мере, пока не станут духовными. Но ведь духовным ещё нужно стать, а это занимает время и является длительным и порой болезненным процессом.
Потому, думаю, что в качестве целей, вступающих в общину, сразу нужно указывать то, что человек получает. Он не получает богатства материального, а он получает богатство духовное: очищение и общение с братьями во свете, получает любовь, доброту, мир, хорошие взаимоотношения, радостную и счастливую жизнь, когда нечего делить, а есть только то, что расточать. Те, кто ищут земного, либо не придут, либо сразу уйдут и не будут обманывать себя и других.
Рыба ведь ищет где глубже, а человек, где лучше. Многие гоняются за земным. И даже те кто приходят в церковь, делают это из эгоистических соображений,- для того, что бы избежать озера огненного и получить дом на небе, в городе с золотыми дорожками. Опять же для того, что бы и там, хапать и стяжать. Конечно у Бога много золота, планет и городов, но Он это даст только свободным от страстей и пороков. Так как пороки и страсти, и являются причиной зла.

Изображение пользователя valentin

Иначе говоря, если неправедные сами по себе вещи используются для праведных целей, то это похвально - цель оправдывает средства.

Я думаю, что это похвально, но нельзя сделать вывод, что цель оправдывает средства. Употребить неправедное богатство на праведные цели-хорошо, но лучше не иметь неправедного богатства вовсе. Т.е. есть можно говорить о степени добра или совершенства. Повернуть от зла к добру всегда похвально (покаяние).
Когда же цель оправдывает средства, может получиться большее зло, чем если вовсе не достичь цели. ((Пиррова победа.)

Изображение пользователя bulat

Вот что о "нищих духом" пишет Иоанн Кронштадтский:

«Нищий есть тот, кто ничего своего не имеет, кто всего ожидает только от милосердия других: хлеба, крова, денег, одежды. А если кто имеет одежду, то ветхую, грязную, негодную… от всех он в пренебрежении.

Нищий духом признает себя духовным бедняком, всего ожидает от милосердия Божия: он убежден, что он не может ни помыслить, ни пожелать ничего доброго, если Бог не даст ему ни мысли благой, ни желания доброго; он считает себя грешнее всех, всегда себя укоряет и никого не осуждает. Он просит Спасителя просветить одеяние души его, он непрестанно прибегает под кров крыл Божиих; все свое состояние он считает Божиим дарованием».
(ссылка)

Изображение пользователя admin

1. Архимандрит Ианнуарий считает, что Господин, который хвалит домоуправителя за сметливость - не хозяин имущества, которое последний расточал, а Бог. Хозяин имущества так и остается в неведении о новом воровстве своего слуги, но Бог все ведает (ссылка).
2. Кроме того, арх. Ианнуарий приводит два толкования смысла данной притчи:
1) Педагогическое:

Вот, например, такое толкование было: христианам, мол, «сынам света» в притче, требовало бы проявить столько же усердия и изобретательности в достижении своей праведности, какую проявляют люди в достижении своего богатства или безопасности в этом мире. Это очень распространенное толкование, которое говорит о том, что человек, мол, тратит слишком много сил и времени на достижение каких-то своих эгоистических целей больше, чем на какие-нибудь дела милосердия или на Церковь. (там же)

2) Эсхатологическое:

Мы с вами говорили, что сам призыв к покаянию Иисуса Христа носит характер немедленности: «приблизилось Царство Божие, исполнилось время – Царство уже здесь». И поэтому всякое промедление странно; нужно немедленно последовать Иисусу Христу. То есть Царство уже здесь, наступил, в известном смысле, конец этого света – начало конца. «Конец» по-гречески «эсхатон»; отсюда все, что имеет отношение к концу света, называется «эсхатологическим». Во Христе уже начался конец этого мира и начало совершенно другого мира; конец царства зла и сатаны и начало Царства Бога во Христе. И всякое промедление непонятно. Поэтому человек стоит перед выбором – гибель либо спасение. И управляющий дает нам пример такого целеустремленного поступка, выбора в пользу своего спасения, хотя на примере, конечно, не очень хорошем. За что и удостаивается похвалы от Господа. Он жуликовато поступил, но во всяком случае он поступил в отличие от других людей, которые будут раздумывать и вообще ничего не делать. (там же)

3. Для того, чтобы объяснить последнее он прибегает к филологическим изысканиям. То, что в русском тексте переведено как "богатство неправедное" буквально с греческого текста переводится как "мамона неправды" (μαμωνᾶ τῆς ἀδικίας).

слово «маммона», еврейское слово, имеет в основе своей корень «-мн-». Этот же корень лежит в основе всем нам известного слова «аминь» и означает он «крепость», «надежность». «Аминь» – значит «крепко», «надежно», «будет так». Изначально слово «маммона» не носило в себе какого-то отрицательного характера. Когда-то, в глубокой древности оно означало просто «крепость», «надежность», «то, на что можно положиться». А на что человек обычно может положиться? На свое имение – есть дом, есть земля, вот запас денежек в банке или в сундучке. Для простого сознания – вот моя опора, моя маммона! И поэтому слово «маммона» постепенно стало обозначать человеческое богатство, состояние. Это происходило постепенно. А дальше пошел следующий процесс. Почему этот человек очень богатый? На такой вопрос простой человек скорее всего ответит: ну, разумеется, он приобрел все это воровством. Конечно, все богатые воруют. «От трудов праведных не наживешь палат каменных». Откуда еще богатство может взяться? Поэтому постепенно слово «маммона» стало приобретать отрицательный смысл; это уже не просто «богатство», а «неправедное богатство», «плохое богатство» и даже появился какой-то демонический смысл. (там же)

слово «правда» тоже очень по-разному переводится и осмысливается. «Правда» – это перевод еврейского слова, которое и означает «верность», «надежность», «крепость». «Бог праведен», и это значит «Бог верный», на Него можно положиться. А человек неправеден, потому что на человека положиться нельзя, он не исполняет своих договоров, он не исполняет своего завета с Богом. Праведный человек – это человек, который верен завету с Богом. (там же)

Тогда получается, что "мамона неправды" можно перевести так:

«приобретайте себе друзей маммоной немаммонной», «крепостью некрепкой», «надеждой ненадежной». То есть тем, на что вы уповаете – и на что уповать-то невозможно. (там же)

Арх. Ианнуарий далее поясняет:

Потому что всякое богатство ненадежно – что на него уповать? Сегодня оно есть, завтра его нет. И вот что значит «маммона неправды», это маммона, которая исчезает как дым. И об этом там и говорится: «ибо они, когда обнищаете…» Но это наш перевод, а в подлиннике стоит: «ибо они, когда она исчезнет, вас приняли в вечные обители…» А когда маммона исчезнет? Да с нашей смертью! А кто из нас скажет, когда он умрет? Как тот богач, который копил-копил, и – умер? И всей маммоне его пришел конец. Вот в чем смысл. Опять же в настоятельности, в том, что смерть нас поджидает на каждом шагу, в каждый момент нашей жизни. И поэтому на маммону полагаться невозможно. Лучше приобретайте себе друзей с ее помощью.

И, наконец, в своих филологических исследованиях, арх. Ианнуарий также поясняет кто есть "друзья", которых надо приобретать:

Дело в том, что «приобретать себе друзей» – это стандартное, известное всем верующим в том время религиозное выражение, которое сохранилось в религиозных писаниях иудейских. Талмуд говорит: «Друзьями человека являются дела милосердия, милостыни и молитвы. Они будут ходатайствовать за вас перед Богом». И значит, «приобретать себе друзей» – творить милостыню, быть милосердным той маммоной, которая у тебя есть; использовать ее в благих целях. Поэтому «вас примут» – Бог вас примет, ибо ваши дела милосердия будут ходатайствовать за вас перед Богом. Вот что значит «приобретать себе друзей богатством неправедным, маммоной неправды, маммоной, на которую невозможно положиться». Какими бы путями богатство ни было приобретено, праведными или неправедными, его всегда надо использовать по спасительному назначению. (там же)

Прямо в яблочко

Какой забавный топик

Изображение пользователя valentin

Ну и мы ведь также и понимали...

Какой прелестный ответ

Читаю и чувствую себя как дома. Спасибо создателям за хороший ресурс!

Изображение пользователя valentin

Если вы живёте в спб., то можете придти к нам на семинар и пообщаться в живую))

Отлично излагаете! Буду по чаше заходить.

Доброго времени суток! Не вижу условия использования информации.

Изображение пользователя admin

Вы можете использовать информацию с сайта без каких-либо ограничений. Единственное условие - ссылка на первоисточник.

Заинтересован данной тематикой. Много перекопал в инете, и все же нашел свеженькое. Прекрасно!!!

Интересуюсь этой темой. Много перекопал в инете, и наконец откопал свежие мысли. Отлично!!!

Изображение пользователя valentin

Может вы и нам внесёте свежие мысли?

Неплохо бы увидеть продолжение данного поста.

Публикуйте дальше, правильно написали. Зайду точно актуально.

Буду знать, большое спасибо за информацию.

И не думала про такое. Расскажу маме, она не поверит!

а всё-таки интерсно почитать-поразмышлять!

Да новое это давно забытое старое.Это мы видим в посте здесь. И все равно актуально!

Неплохо, автор подметил много разных мелочей в посте. Актуально написал!!

Реально написано, вот такие тематические статьи очень интересно почитать.

Эта публикация первая попалась мне в ру_нете по этой тематике. И очень доволен что набрел именно на нее. Хотя нужно бы расширять данный вопрос. Для читателей этого сайта скажу - актуально, рекомендую!!!!

Сайт живой! Частенько бываю здесь. Отличные публикации, увлекательные.

Ну как всегда нас радуешь своими незабываемыми текстами

Очень интересный материал. На сегодня с добротными текстами в ру_нете беда.