Конкретность добра

1. Решение проблемы ответного добра, сводящего добро к обмену лежит на пути признания того факта, что обмен неизбежен. Люди уже заранее находятся во взаимной связи и во взаимном общении. Поэтому обмен неизбежен. Вопрос должен состоять не в том, как избежать обмена, а как правильно сформулировать цели добра.
2. Требование от поступка бескорыстия - некорректно самой задаче. Если мы действуем в некой общественной, социальной среде мы всегда будем получать отклик - иногда выгодный, а иногда невыгодный для нас. Но характер отклика не является возражением нашему доброму намерению. Из того, что в результате осуществления своего доброго дела, я получил выгоду - не следует возражение против доброго дела. В другом случае, я, осуществляя доброе дело, возможно, получу убыток. Важно не сама выгода или невыгода моего поступка, а моя нацеленность на конкретность добра. Наличие ответа на наше доброе дело надо воспринимать спокойно, точно так же как и на отсутствие такого ответа.
3. С другой стороны, искусственно искать только такие добрые дела, на которые никто бы не смог ответить взаимностью (жертвенность) есть глупость. Ведь цель доброго поступка не в бескорыстности, а пользе ближнему! Если мы будем стремиться приносить пользу ближнему, не взирая на возможные последствия для нас (выгоды или убытки), то это и будет собственно нравственным поступком. Ведь суть добра состоит не в том, чтобы во что бы то ни стало делать быть бескорыстным, идти на жертву, а в том, чтобы приносить пользу ближнему. С другой стороны, это не значит, что сама по себе жертва чем-то ущербна. Скорее речь идет о том, что жертвенность не надо искать, а если она случается, то принимать ее как должное. Жертва есть только один из возможных способов осуществления добра, при котором нет нам встречного воздаяния на добро добром.
Ведь точно так же как мы не можем предсказать последствия своих поступков, мы точно также не можем заранее знать о выгодности или убыточности (ведь дело конкретное, а значит не подходит под общий случай!) поступка. Добро следует осуществлять, не взирая на последствия также и с точки зрения воздаяния.
4. Как это выглядит практически?
Если в деле добра важна его конкретная реализация доброго намерения, то мы должны позаботиться о средствах, наших возможностях и способностях в достижении этой реализации. Это означает, что мы должны исходить из того, чем уже обладаем и что имеем, а не мечтать о том, как бы мы могли осуществлять добро в принципе. Бог каждого из нас поставил в определенные условия жизни и обстоятельства пространства и времени не просто так. В этом есть определенная Божья воля. Начинать свое добро надо с ближайшего нашего окружения и по мере роста силы - расширять круг дальше.
Получается, что осуществлять добро надо, находясь на своем жизненном пространстве здесь и сейчас в отношении близких нам конкретных людей. Добро и состоит в том, чтобы быть совершенным здесь и сейчас, светить людям, окружающим тебя, действовать правильно прежде всего в отношении близких нам людей - дома, на работе, на учебе. Интуитивно так живут многие люди. Это еще раз показывает, что люди не скоты и если не разумом, то сердцем чувствуют, в чем состоит добрая жизнь.
4. Но осуществление добра ближним - это только начало. Если ты чувствуешь силу и видишь возможности для осуществления добра большего - дерзай! Главное нельзя оставлять изначальную позицию - нельзя бросать близких только потому, что ты хочешь принести добро детям в Африке.

Комментарии

Изображение пользователя valentin

Все эти рассуждения неплохи. Но, есть люди, цель жизни которых поиск истины, а вовсе не добро как таковое. Добро у этих людей плод их движения к истине. Таким людям твои критерии не подойдут, т.к. сам по себе поиск истины уже сверх необходимости выживания, ради истины и продвижения к ней, им придётся ставить и решать сверхзадачи, и в области добра.
Это подойдет, тем людям, которые живут бессознательной жизнью, как трава. Им не надо ничего сверх. Скажу больше, самые бессознательные это эгоисты, они делают добро только себе, более сознательные делают добро близким, ещё более сознательные-делают добро народу, ещё более сознательные делают добро всему человечеству. Конечно найдутся люди, уровень осознанности (сознательности ) позволит им позаботится и о детях в Африке. Конечно при этом не стоит делать зла близким. Но близкие проживут без тебя, а дети в Африке умирают уже, потому что нам нет до них дела. Тут не всё так плоско, как ты пишешь. Вот мой уровень совершенства ещё не достиг того что бы помогать детям в Африке, но я это честно признаю, я ещё очень большой живот. А ты пытаешься доказать, что это вообще не надо делать. Конечно, надо грести всё под себя и отращивать самый большой живот в мире))), это и есть верх сознательности и совершенства и максимум добра))))))))))).

Изображение пользователя bulat

1. Что поиск истины ведет к добру - этот тезис не очевиден, и я подозреваю, что неверен.
Истина может быть суровой, разрушительной для человека, а вот добро - может быть не истинной, покоиться на заблуждении, умолчании правды, наивной вере. Ведь чтобы быть добрым не обязательно знать истину. Доброта достигается инстинктивно, истина же есть знание, полученное рассуждением и опытом!
2. Возможно, в основании любой религии лежит некоторое человеческое заблуждение. Человек хочет очеловечить реальность, сделать ее осмысленной и поэтому придумывает себе богов, демонов, ангелов и так далее. В представлении о мире без Бога - более близко к истине, чем представление мира как творения Бога.
3. Вот ты пишешь:

Но, есть люди, цель жизни которых поиск истины, а вовсе не добро как таковое. Добро у этих людей плод их движения к истине. Таким людям твои критерии не подойдут, т.к. сам по себе поиск истины уже сверх необходимости выживания, ради истины и продвижения к ней, им придётся ставить и решать сверхзадачи, и в области добра.

Это называется прекраснодушным принятием желаемого за действительное. Почему-то для тебя истина более ценна, чем добро. Это странно! Ведь добро - это наша жизнь, насущная необходимость в ежедневной практике. А истина - это нечто другое, быть может, для жизни и не нужное.
4. Продвигающийся к истине делается все более и более жестким и, может быть, даже жестоким. Ведь истина равнодушна к человеку, к его чаяниям и устремлениям, она такова какова есть. В истине нет теплоты, человечности. Истина как блистающий бриллиант, возможно красива, но убийственна для нас. То, что ты порой называешь "истиной", на самом деле есть только твое мнение о ней, желаемое, которое ты постоянно склонен выдавать за действительное, только твое человеческое, слишком человеческое заблуждение.
5. А вот добро - оно важнее истины. Потому что в свете убийственной, холодной как финский нож под ребром истины, мы можем жить в некоторой теплой и живой иллюзии - иллюзии добра. Мы можем создать свой, человеческий мир, в котором будем утверждать свою истину. Человек призван в этот мир быть творцом, возможно также и творцом истины, которую мы сами должны учредить.

Изображение пользователя valentin

Всё с самого начала... Дело в том Булат, что я верю в Бога, Он для меня и есть истина. Если Бога нет, то мы, дружище, здесь с тобой фигнёй страдаем. Тогда всё не имеет смысла, ты можешь себе придумать любую "истину", какая только твоей душе угодна. Например, финский нож)).
Надо говорить говорить что Бог , абсолютное совершенство и почему?