Заповеди Божьи

В свете того, что мы написали о совершенстве, только и можно понять в чем собственно состоит "восполнение" Иисусом заповедей Божьих:

Не подумайте, что Я пришел упразднить Закон или Пророков. Я пришел не упразднить, но исполнить (πλη­ρῶσαι).
(Мф 5:17)

Иисус противопоставляет свое понимание заповеди ветхозаветному: "Вы слышали, что было сказано древним, а я говорю Вам..."
Но это противопоставление аналогично, по нашей гипотезе, тому же противопоставлению праведности (т.е. состоянию исполненности заповедей) совершенству, о котором мы уже писали.
Совершенство - это такое исполнение заповеди, при котором не остается места нашему эгоизму. Это отрицательное определение. В положительном смысле, совершенство - это любовь ко всем: и добрым, и злым, и к ближнему, и к врагу, и праведным, и к не праведным, уподобляясь в этой любви Богу, который

солнце Свое Он возводит над злыми и добрыми и изливает дождь на праведных и неправедных.(Мф 5:45)

Чтобы понять схему, по которой Иисус "восполняет" заповеди, рассмотрим следующее место из Евангелия от Матвея:

Вы слышали, что было сказано: «Око за око, и зуб за зуб».
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую;
и желающему с тобою судиться и взять рубашку твою, оставь ему и верхнюю одежду.
И кто принудит тебя идти с ним тысячу шагов, иди с ним две.
Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отворачивайся.
(Мф 5:38-42)

"Око за око, и зуб за зуб" - это принцип воздаяния по справедливости. Но справедливость не может существовать без возмездия за зло, в этом смысле справедливость требует наличия наказания за зло равносильным злом. О чем же говорит Иисус? Принцип "непротивления злу" означает не использовать зло для возмездия за зло, причиненное нам. Зло не может быть остановлено злом, потому что зло порождает зло. Зло можно победить только добром. Поэтому принципом действия совершенного человека состоит в том, чтобы на зло отвечать добром. Вот как по этому поводу пишет Павел:

Не будь побеждаем злом, но побеждай зло добром.
(Рим 12:21)

Никому не воздавайте злом за зло; заботьтесь о добром перед всеми людьми.
(Рим 12:17)

Комментарии

Изображение пользователя sergey

Думаю, что мы правильно мыслим, когда понимаем заповедь не только духовно, но и буквально. Скажем, «не убий.» Раз так написано, значит это закон, правило, которое не должно оспариваться. Иначе мы рухнем в область беззакония, начав интерпретировать Слово Божие: «Истинно ли сказал Бог?»
Помню в одной конфессии, чтущей заповеди, я не как не мог понять, почему они чтя заповеди, с лёгкостью их нарушают. Ответ оказался прост. Они к каждой заповеди приделали своё понимание, а к каждой истине, свою подмену. Если написано «подставь вторую щёку», они говорят, что не стоит этого понимать буквально, мол мы просто не должны иметь зла в сердце. Выглядит вроде правильно, но в жизни, они могут заехать человеку прямо в нос, при этом сказав: «я же не имею зла в сердце, а сделал с целью блага». И таких случаев на моих глазах было огромное количество, когда заповедь явно нарушалась, найдя нужное оправдание.
С другой стороны, если я буквально подставил щёку, а в сердце имею зло, то опять же, щёку не подставил, а сделал притворный жест. То есть, мы не должны иметь зла в сердце, но и руками, внешне, должны это доказывать: отдав рубашку, пойдя поприще, подставив щёку. Но тут, думаю, так же нельзя допустить, чтобы кто-то начал эксплуатировать наши религиозные убеждения, начав «ездить», как на осле. Злому мы не должны противится, но и «господствовать» над собой не должны позволять.
В общем, тут не всё так просто. Ведь многие захотят взять у тебя рубашку, и заставить идти поприще. Думаю, Христос не хотел, что бы мы стали безвольными «тряпками», о которую каждый может вытереть ноги. Думаю, Христос этим хотел сказать, чтобы мы были не только просты как голуби, но и мудры как змии. Думаю, мы должны быть незлобливы, незлопамятны, добры к людям, почитая не только материальное за сор, а и свою честь, амбиции и эго. Ведь это подчас и является причиной ссор, обид и вражды, когда люди не в силах отдать близкое сердцу «борохло», начиная грызтись за него, как стая волков.
Мне кажется, Бог специально не проводит чёткую грань в некоторой заповеди, что бы мы, не были безмозглыми роботами, слепо повинующимися указаниям, а были мыслящими, рассудительными, приученными отличать добро от зла. Думаю, Бог хочет, чтобы мы приучились слышать Его голос, который может дать единственно верный совет. И ещё, думаю, что Бог, так же даёт нам свободу, не только в плане того, что делать, в смысле производственной деятельности, но так же даёт свободу в понимании закона, в рамках Слова Божьего. То есть, мне кажется, Бог каждой общине даёт возможность самой определить ту грань и ту черту, где заканчивается закон и начинается преступление. Но только в рамках Слова Божьего.

У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; (1-е Коринфянам 3:14,15)

В конечном итоге, мы сами строим это «дело», естественно покорившись Богу и пониманию Его Слова.
Ведь трудно законом, пусть даже самым совершенным, определить все оттенки, где начинается добро и заканчивается зло. Бывает то, что добро для одних, то зло для других. Ведь может, не закон, как таковой важен. Закон конечно важен, но больше для дикого, необузданного стада. Однако, если мы строим совершенную общину, то можем сами определить то, что в действительности есть Божий закон, исходя из своего представления о Боге. Исходя не из того, что написано на бумаге, а исходя из того, что говорит Дух. Ведь написанное, очень часто в силу многих причин искажено и деформировано. Не деформирован только дух Слова.

Изображение пользователя valentin

И как же поступить, чтобы не стать ослом, на котором ездят и в то же время творить добро и не делать зла? И вот, найдётся наглый и злой человек, сядет и поедет. Опять изуитствовать на тему, что, сбросив это ярмо с себя и слегка его попинав, тем самым сделаешь для этого ярма добро?
Что есть добро? Намерение приносить пользу? Тогда что считать пользой? То, что ты считаешь было бы хорошо для тебя самого? Но это не всегда хорошо для другого. Или любовь,что это ? Как это любить ближнего? Не делать ему того чего не хочешь себе? Но всегда ли то, что человек хочет себе, является для него добром?